Святой пророк Иоанн Предтеча

Празднование 7 / 20 января, 24 февраля / 2 марта,  25 мая / 7 июня,  24 июня / 7 июля,  29 августа/ 11 сентября,  23 сентября/ 6 октября,  12/25 октября

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, ./ Предтече Спасов Иоанне, / и чтим еже от неплодове / преславное рождество твое.

ЖИТИЕ СВЯТОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

В царствование Ирода, царя иудейского, жил в городе Хевроне один благочестивый священник по имени Захария с женою своею Елисаветою. Оба они были праведны пред Богом и с усердием исполняли заповеди и уставы Господни. Одно только возмущало их благочестивую и тихую жизнь: они не имели детей, что у евреев почиталось явным наказанием Божиим за грехи и нередко подвергало бездетных супругов людским нареканиям. Глубоко сокрушаясь о своем бесчадии, Захария и Елисавета дожили до таких лет, когда отрадная надежда иметь детей сделалась уже невозможною. Но там, где надежда человеческая ослабевает, является благопромыслительная воля Божия, побеждающая законы нашего естества. 

Однажды, когда старец Захария отправлял свое очередное священническое служение в храме иерусалимском, вошел он во святилище для каждения, возложил фимиам на алтарь кадильный и вдруг увидел по правую сторону алтаря явившегося ему Ангела. Захария смутился и затрепетал от страха. «Не бойся, Захария, — сказал Ангел, — ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, ... дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 13—17). 

Захария был глубоко потрясен словами Ангела: изумление и радость его были так велики, что он не вдруг мог поверить тому, что уже привык считать несбыточным. «По чему я узнаю это? — в смущении спросил он Ангела, — ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк. 1, 18). «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, — отвечал ему Ангел, — и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 19—20). Сказав это, Ангел скрылся, а Захария в ту же минуту сделался нем. 

Между тем народ, собравшийся в храм для молитвы, ожидал Захарию и дивился, что он так долго медлит в святилище. Но вот в смущении и волнении вышел Захария. Напрасно силился он произнести молитву благословения и, почувствовав, что язык его связан немотою, стал знаками объяснять необыкновенность своего положения. Народ понял, что Захарию во храме было видение. 

Пробыв во храме до конца очереди служения, Захария возвратился в дом свой; и Елисавета, несмотря на неплодие и старость, зачала. Обрадованная благодеянием Божиим, которым снималось с нее поношение бесчадия, она в продолжение пяти месяцев тщательно скрывала свою беременность от людей, чтобы в ненарушимом спокойствии изливать радостную благодарность пред Богом, избавившим ее от нарекания между людьми. Однако же одна родственница, жившая в то время в отдаленном от нее месте, узнала об этом сверхъестественным образом: то была Пресвятая Дева Мария. Тот же Архангел Гавриил, который возвестил Захарии о рождении ему сына, благовествуя Пресвятой Деве всемирную радость о рождении от Нее Христа Спасителя, между прочим открыл Ей, что Елисавета, родственница Ее, называемая неплодною, зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц (Лк. 1, 36). Услышав о радости, какая готовится Елисавете, Пресвятая Дева, уже зачавшая Сына Божия, поспешила навестить ее, причем Иоанн, как будущий Предтеча Господа, выразил свою радость пришествия Его особыми, необыкновенными движениями в чреве матери. Матерь Божия пробыла с Елисаветою в доме ее три месяца.

Для Елисаветы наконец настало время родить; и она, согласно с предсказанием Ангела, родила сына. Родственники, соседи и знакомые, услышав об этом, спешили в дом Захарии поздравить его с такою неожиданною милостию Божиею. Прошло от дня рождения Иоаннова восемь дней. По закону Моисея в этот день надлежало обрезать младенца и дать ему имя. День этот был большим семейным праздником, и к нему приглашалась большая часть родственников. Родные, ничего не знавшие о том, что имя младенцу уже было указано Ангелом еще до его зачатия, хотели назвать новорожденного именем отца его, т.е. Захариею, так как у евреев был обычай давать новорожденным детям имя отца или ближайшего из родственников. «Нет, — отвечала на это желание мать младенца, — а назвать его Иоанном». Родные говорили ей, что «никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем», но Елисавета настаивала на своем. За решением недоумения обратились к отцу и знаками спрашивали его: как бы он хотел назвать рожденного сына? Захария потребовал, чтобы принесли ему дощечку, и написал на ней: «Иоанн — имя ему» (Лк. 1, 60—63). Написанное он произнес вслух, и с того времени разрешился язык его, и он стал благословлять Бога и пророчествовать о близком пришествии Мессии Христа и о том, что Иоанн будет Ему Предтечею: «И ты, младенец, — сказал Захария, обращаясь к сыну своему, — наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1, 76). Рождение Иоанна от бесплодных и престарелых родителей, немота Захарии до рождения и чудесное возвращение дара слова при обрезании сына его и наречении ему имени, все это указывало на особенное промышление Божие об Иоанне. Все присутствующие исполнились священного страха и благоговения к откровению силы Божией и говорили о новорожденном, рассуждая в сердце своем: «Что будет младенец сей?» 

Высокие надежды, указанные обстоятельствами рождения Иоанна, в непродолжительном времени начали оправдываться. Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, среди молитвы и благочестивых раз мышлений, пробыл в ней до тридцатого года своей жизни. «Он жил в пустыне, как на небе — говорит святой Златоуст, — вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом». Одежду носил он самую простую, жесткую, сшитую из ткани, приготовленной из верблюжьих волос, препоясывая ее кожаным поясом. В пище он наблюдал крайнюю воздержность: да и вся пища его состояла только из корней и растений, доныне еще употребляемых бедными жителями Палестины и известных под именем дикого меда и акрид. Скрываясь в глубине пустыни, ведя жизнь, свободную от близких сношений с людьми, ища только общения с Богом, он спокойно ожидал, когда Сам Господь призовет его на дело общественного служения.

В пятнадцатый год царствования Тиверия, когда Иоанну исполнилось тридцать лет, был голос Божий к нему, повелевавший оставить пустыню, идти к народу иудейскому и проповедью покаяния и крещением возбуждать народ к раскаянию во грехах: ибо наступило время пришествия Мессии. Повинуясь небесному голосу, Иоанн оставил свое пустынное убежище и явился на многолюдных берегах реки Иордана. Давно уже иудеи не слыхали голоса пророков; и потому, когда явился пророк Иоанн, со всех сторон начали стекаться к нему люди. «Покайтесь, — говорил Иоанн к собравшемуся народу, — ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). Принесите искреннее раскаяние в содеянных грехах своих, всячески удаляйтесь от них и вместо греховных склонностей питайте в себе лучшие и богоугодные расположения; очистите свое сердце от всех лукавых страстей и делами добродетели приближайтесь к Богу: ибо наступило время, предреченное пророками и так долго ожидаемое вами; наступило время пришествия Мессии Христа, Который откроет для вас и всего человеческого рода Царство Небесное; в этом-то Царстве исполнятся обетования Божии о спасении людей; члены его будут исполнены Духа Божия; царство это не земное и чувственное, а духовное и небесное, где все достойные будут наслаждаться духовными, небесными, вечными радостями. 

Чтобы яснее представить людям существенные их обязанности, какие они должны были исполнять, и те пороки, от которых должны удаляться, Иоанн давал наставление каждому сословию порознь. Так, людям скупым и своекорыстным он проповедовал о том, чтобы они уделяли нуждающимся из своего собственного достатка и имущества; мытарям, или сборщикам податей, которые взыскивали пошлины больше надлежащего и тем обогащались, Иоанн напоминал об обязанности не брать с народа больше того, что постановлено законом. Являлись к нему и воины, насилия которых становились тяжки для народа; Иоанн увещевал воинов воздерживаться от всяких насилий, не клеветать ни на кого и довольствоваться определенным жалованьем. Так простую и великую заповедь «люби ближнего как самого себя» умел Иоанн ясно и понятно передавать каждому!

Кроме людей из простого звания, приходили к Иоанну и лица, пользовавшиеся народным уважением - фарисеи и саддукеи. Фарисеи были люди, гордившиеся мнимою святостью: они были строгими исполнителями закона, громко молились на улицах, раздавали милостыни на площадях, но сердца их исполнены были тщеславия, зависти и лукавства; они мечтали, что, как природные чада Авраама, обязательно войдут в Царство Мессии. Саддукеи были люди неверующие и отличались вольнодумством: они отвергали бытие мира духовного и потому не верили в существование Ангелов, в загробную жизнь и ожидающие там мучения и блаженства. Пришедшим к нему фарисеям и саддукеям Иоанн высказал истину, встретив их грозною речью: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3, 7—9). Многое и другое благовествовал Иоанн народу, поучая его. 

Видя строгую и добродетельную жизнь Иоанна, слыша его учение, полное силы и могущества, приходили к нему очень многие жители страны иудейской и иерусалимской и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Успех его проповеди был настолько велик, приходящего к нему народа для крещения было такое множество, что втайне многие начали думать об Иоанне: не он ли Христос? «Я крещу вас водою, — торжественно говорил Иоанн, — но идет Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). Этими словами Иоанн отвечал на тайные мысли народа о нем и ясно свидетельствовал о себе, что он не Христос, а только слуга и Предтеча Его.

Около полугода Иоанн с неутомимою ревностью и постоянно возрастающею славою проповедовал покаяние и крестил приходивших к нему иудеев. Наступило наконец время явиться Самому Тому, о Котором проповедовал Иоанн. И вот, когда проповедью Иоанна о покаянии и его крещением путь Господень был уготован, когда ожидание скорого пришествия Мессии достигло высокой степени, тогда выступил Иисус из Назарета и среди множества народа пришел на Иордан креститься от Иоанна. Нет сомнения, что Дух Святый, осенявший Иоанна от чрева матери и руководивший его в служении, при появлении Иисуса озарил душу его особенным небесным светом и возбудил в сердце его нечто такое, чего Иоанн не чувствовал ни при ком из прежде приходивших к нему для крещения. Зная Иисуса как сына Марии, как родственника своего по плоти, отличающегося необыкновенною чистотою и святостью жизни, Иоанн теперь почувствовал, что Он-то и есть Тот, о Котором он возвещал людям; что пред ним стоит теперь Господь и Бог его, Владыка неба и земли, Свет истинный, просвещающий всякого человека. Иоанн с трепетным благоговением стоял пред Иисусом и внимал, что повелит ему Владыка. В изумлении и страхе Иоанн услышал, что Иисус требует от него крещения. Мое крещение, думал Иоанн, служит знаком покаяния и, следовательно, греховности; как же я могу крестить Того, Который не сотворил ни одного греха и Сам пришел с неба на землю для того, чтобы освободить всех людей от греха, проклятия и смерти? Мое крещение служит только приготовлением к принятию Христа. Как же я могу крестить Самого Христа — наше искупление, оправдание и освящение? Поэтому Иоанн смиренно осмелился возразить Ему: Ты ли, Господи, требуешь от меня крещения? «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус кротко отвечал Ему: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14—15). Мне, как Искупителю мира от греха, нужно стать наряду с грешниками и за них исполнить все предписания закона. Самому пройти и для всех освятить путь, ведущий в новую жизнь. Не удерживай, не возражай; нужно исполнить все, к чему ты и Я призваны. Выслушав слова Спасителя, Иоанн не стал прекословить Ему и допустил Его к крещению. «Христос не нуждался в крещении, — замечает св. Златоуст, — ни в этом (Иоанновом), ни в каком-либо другом; а лучше сказать, крещение имело нужду в силе Христовой». Иисус, войдя в реку Иордан, был погружен в нее рукою Иоанна. Когда Господь выходил из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И был голос с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Так совершилось преславное крещение Господа нашего Иисуса Христа рукою святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах Иорданских. Здесь очевидно и торжественно открылось Иоанну и другим бывшим с ним на Иордане Божество Иисуса Христа, обетованного Мессии. Если до сего времени Иоанн только по особенному, внутреннему озарению от Духа Святого мог предощущать в пришедшем к нему Иисусе Божественное величие Сына Божия, то теперь он видимым и, так сказать, осязательным образом убедился в истине Божественного достоинства Иисуса. Иоанну было открыто свыше, что на Кого (при крещении) он увидит Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. Он теперь видел этого Духа, в телесном виде, как голубя, сходящего на Иисуса, и его предощущение перешло в полную, совершенную уверенность. «Я видел и засвидетельствовал, — говорил Иоанн народу, указывая на Иисуса после Его крещения, — что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34). 

После крещения Господа Иоанн продолжал привлекать к себе бесчисленные толпы народа. Свидетельство об Иисусе как о Сыне Божием, как об Агнце, принявшем на Себя грехи всего мира, как о Мессии, пришедшем открыть новое духовное царство, составляло главный предмет его проповеди. Несмотря, однако, на то, что Иоанн не раз указывал в Иисусе Мессию, многие и теперь думали видеть Мессию в самом Иоанне: смиренный образ Христа Спасителя не сообразовывался с иудейскими понятия ми о величии Мессии. Чтобы решить недоумение, старейшины народа иудейского отправили к Иоанну торжественное посольство из священников и левитов, чтобы спросить его, кто он. На предложенный вопрос Иоанн твердо и спокойно отвечал, что он — не Мессия. Так как многие из иудеев верили, что до пришествия Мессии явится на землю Илия, то они спрашивали Иоанна: «Что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия». Тогда посланные предложили Иоанну еще вопрос: «Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?» — «Я крещу в воде, — отвечал Иоанн, — но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1, 19—27). Таким образом, Иоанн, как и прежде, торжественно называет себя только Предтечею Господа, в сравнении с высоким достоинством Которого он считает себя ниже последнего слуги.

На другой день Иоанн, увидев Иисуса, идущего к нему, вслух всего народа сказал о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1, 29-30). Еще полнее и яснее раскрывал Иоанн Божественное достоинство Иисуса Христа пред своими учениками. Однажды ученики Иоанна в простоте своего сердца жаловались ему, что Иисус, Которого он крестил и Который по обыкновенному порядку вещей должен был почитать Крестителя учителем Своим, вместо того собирает собственных последователей, Сам начинает крестить и скоро помрачит славу их учителя. В ответе своем, исполненном глубокой мудрости, Иоанн прежде всего замечает им, что если Иисус начинает крестить (чрез учеников Своих, Ин. 4, 2), то на это Он получил власть и повеление свыше: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба». Я и прежде говорил, и теперь повторяю вам: «не я Христос, но я послан пред Ним». Чтобы нагляднее представить им свое отношение к Иисусу, Иоанн употребляет сравнение, в котором, уподобив Христа жениху, а последователей его невесте, себя называет другом жениха: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась», т.е. я привел к Мессии народ, очистил путь Господу; теперь служение мое исполнено; потому, — продолжает кроткая и возвышенная душа Иоанна, — «Ему должно расти, а мне умаляться». Он пришедший свыше и есть выше всех; сравниться с Ним никто не может, потому что Он есть Сын Божий, Которому Отец все предал во власть. Посему, — заключает Креститель, — «верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 27—36). 

Это было последнее свидетельство Иоанна об Иисусе Христе. Оно произвело благодетельное влияние на умы и сердца учеников его. При первом же случае те из них, которые имели более чистое сердце и более светлое уразумение тайн Божиих, охотно последовали за Иисусом; это были: Андрей — названный Первозванным, Иоанн — возлюбленный ученик Господа, и Петр. Великий учитель их Иоанн, между тем, вскоре заключен был в темницу; но и оттуда своим посольством к Иисусу оставшихся учеников своих для убеждения их в Божественном достоинстве Его, как Мессии, Иоанн снова доказал, сколь верен был он цели своего великого служения. За то и Спаситель, в Своем отзыве об Иоанне, украсил его такими великими похвалами, каких не удостаивался никогда никакой человек. «Истинно говорю вам, — сказал Господь окружавшему Его народу, — из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11). 

В темницу Иоанн заточен был по приказанию галилейского правителя Ирода Антипы. Узнавши Иоанна, Ирод почувствовал к нему невольное уважение, доходящее до того, что по его советам он предпринимал некоторые исправления в делах гражданских и с удовольствием беседовал с ним. Вскоре, однако, Ирод оказался недостойным дружбы великого Пророка Божия. К различным своим злодеяниям он присоединил, наконец, и то, что, вопреки ясному закону Божию, вступил в брак с Иродиадою, женою брата своего Филиппа, находившегося еще в живых, прогнав от себя свою законную супругу, дочь Ареты, владетеля каменистой Аравии. Иоанн, строгий хранитель закона, ревнитель правды и благочестия, не мог спокойно переносить зрелище соблазна, допущенного Иродом; он возвысил голос против такого беззакония и говорил Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6, 18). Голос правды святого мужа оскорбил повелителя и возбудил страшную ненависть в Иродиаде; она решилась во что бы то ни стало погубить праведника и своими настойчивыми происками успела, наконец, в том, что Ирод дал приказание заключить Иоанна в темницу. Вскоре эта злобная женщина нашла случай вполне удовлетворить своей злобе и мщению. Ирод праздновал день своего рождения. На этот праздник были созваны все вельможи и старейшины иудейские. Саломия, дочь Иродиады, перешедшая с матерью от отца своего к Ироду, искусная танцовщица, своею пляскою во время пиршества так угодила Ироду и возлежащим с ним, что он сказал ей: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе»; и с клятвою прибавил: «Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства» (Мк. 6, 22—23). Саломия по наущению матери потребовала головы Иоанна Крестителя. Царь, услышав такую просьбу девицы, опечалился. Совесть, еще не совсем погасшая в душе нечестивца, говорила ему, что по причине безумной просьбы клятва может быть нарушена; но Ирод, слабый по характеру, из боязни показаться лжецом пред другими, заглушил в себе голос совести и согласился на гнусное убийство Предтечи Христова. Послав своего оруженосца в темницу, царь приказал ему тотчас же принести голову Иоанна. Он пошел, отсек ему голову в темнице и принес ее на блюде, подал девице, а девица отдала ее матери своей. Так Иоанн, великий между пророками, светильник горевший и светивший, был верен Господу Богу до смерти. Доблестно окончив поприще земного служения мученическою кончиною, он получил от Господа венец вечной блаженной жизни, подавая нам собою пример, как и мы должны стараться всеми силами пребывать верными Господу до последнего дня и часа, чтобы наследовать нескончаемую жизнь в обителях небесных. Этой блаженной части да сподобит Господь Спаситель всех нас, во славу Всесвятого Имени Своего, со Безначальным Его Отцом и Всесвятым Духом во веки веков! Аминь.

ТРОПАРЬ, глас 2-й

Память праведнаго с похвалами, / тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: / показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, / яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. / Темже за истину пострадав, радуяся, / благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, / вземлющаго грех мира // и подающего нам велию милость.

МОЛИТВА

Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов. Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых. Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

АКАФИСТ КРЕСТИТЕЛЮ ГОСПОДНЮ ИОАННУ

Кондак 1

Избранный от лет древних быти Предтечею и Крестителем Спасителя мира Христа Бога, Иоанне богохвальне, прославляюще прославльшаго тя Господа, похвальная восписуем ти, яко большему всех рожденых женами, по плоти ангелу, покаяния проповеднику. Ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких бед свобождай и к покаянию воздвизай нас, любовию тебе зовущих: 
Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень.

Икос 1

Архангел Гавриил, предстояй пред Богом послан бысть ко иерею Захарии, егда той служа по чину чреды своея, вниде покадити в церковь Господню, и, представ одесную алтаря кадильнаго, благовествоваше о твоем рождестве, великий Иоанне, возвещая Захарии радость и веселие и яко мнози о рождестве твоем возрадуются. Сего ради и мы, дивному о тебе Божию благоволению чудящеся и радующеся, со благоговением в похвалу тебе вопием:Радуйся, Совета Божия неизреченнаго тайнниче; 
Радуйся, дивнаго смотрения Его исполнение. 
Радуйся, прежде лет многих пророчеством Исаии проявленный; 
Радуйся, вестниче пред лицем Господним, древне прореченный. 
Радуйся, предназначенный быти великим пророком Вышняго; 
Радуйся, по обетованию Ангела рожденный. 
Радуйся, еще во чреве матере твоея Духа Святаго исполненный; 
Радуйся, прежде рождества твоего на великое служение освещенный. 
Радуйся, неплодства родителей разрешение; 
Радуйся, иерея Божия радость и веселие. 
Радуйся, дщере Аароновы прозябение; 
Радуйся, плод молитвы Богодарованный. 
Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень.

Кондак 2

Видя Захария явльшагося ему Ангела, смутися, и страх нападе нань, и не верова словесем благовестия его о рождестве твоем: егда же за неверие немотою связан бысть, удивляшеся преславному чудеси, всем сердцем вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуразумеваемый разумети ищуще людие, ждуще Захарию, чудяхуся умедлившу ему в церкви; изшедшу же ему и не могущу глаголати к ним, но токмо помавающу, разумеша вси, яко видение виде в церкви. Мы же, прославляюще дивнаго Творца чудес, Бога, вопием тебе таковая: 
Радуйся, благий виновниче безгласия отча; 
Радуйся, слез матере твоей пременение на радость. 
Радуйся, тоя поношения в людех отъятие; 
Радуйся, великое рождшим тя утешение. 
Радуйся, яко в шестый месяц о зачатии твоем Пресвятая Дева Мария в Назарете от Ангела известися; 
Радуйся, яко о рождестве твоем мнози возвеселишася. 
Радуйся, яко имя благодатное от Ангела нареченное, получивый; 
Радуйся, яко именем твоим немотствование отца твоего Захарии разрешися. 
Радуйся, яко Имя Божие о тебе отцем твоим благословися; 
Радуйся, яко о чуднем рождестве твоем страх и удивление в окрест живущих явися. 
Радуйся, яко по всей стране Иудейстей о дивнем рождестве твоем возвестися; 
Радуйся, яко тобою спасение многим в мире сем явися. 
Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень.

Кондак 3

Сила Вышняго разреши неплодство заматоревшия во днех своих праведныя Елисаветы: зачат бо тя, славный Предтече Господень, и таяшеся месяц пять, глаголющи: яко тако мне сотвори Господь во дни, в няже призре отъяти поношение мое в человецех. Егда же прия Имущую во чреве Христа, исполнися Духа Свята и возопи гласом велиим: "Откуду мне сие, яко прииде Мати Господа моего ко мне!" с Неюже радующися, взываше Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй предъити пред Господем духом и силою Илииною, еще из чрева матере твоея исполнился еси Духа Святаго, отонюдуже и Пророк дивный показался еси, егда во утробе матере твоея сый, взыгрался еси радощами пришествию Матере Господни. Бога бо познал еси носима в ложеснах Благодатныя и Того матерниим гласом проповедал еси: подобаше бо Божественных вещей преславным быти началом. Сему убо благоговейно удивляющеся, с радостию тебе вопием: 
Радуйся, еще во утробе матерней предпославшаго тя Господа чудным веселием предъявивый; 
Радуйся, яко тебе ради и матери твоей Елисавете воплощение Христово открыся. 
Радуйся, яко и та исполнися Духа Свята; 
Радуйся, яко и она предивна пророчица явися. 
Радуйся, яко от нея Пресвятая Дева Мария Блаженною в женах наречеся; 
Радуйся, яко тою Она и Материю Господа наименовася. 
Радуйся, яко и безсеменный плод Тоя Благословенным пронаречеся; 
Радуйся, Премудросте Божественныя предъявление. 
Радуйся, святаго супружества благословение; 
Радуйся, неплодных ложесн дивное прозябение. 
Радуйся, рождением твоим удививый люди; 
Радуйся, светлый Слова гласе. 
Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень.

Кондак 4

Бурею сомнения смущенный, иерей Захария не можаше, по словеси ангельскому, проглаголати. Егда же по рождестве твоем, Предтече Господень, написа благодатное имя твое, абие отверзошася уста и язык его, и глаголаше, благословя Бога, и пророчества, глаголя: Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим, и ты, отроча, Пророк Вышняго наречешися, поя Тому: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша окрест живущии людие о преславном и чудном рождестве твоем, со удивлением глаголаху в себе: "Что убо отроча сие будет?" Мы же тя, преславный Предтече Господень, яко больша всех рожденных женами, достойно чтуще, ублажаем сице: 
Радуйся, от зачатия твоего благодатных явлений исполненный; 
Радуйся, в рождестве твоем Богом прославленный. 
Радуйся, во младенчестве твоем от отца твоего Пророком Вышняго нареченный; 
Радуйся, во отрочестве твоем Духом Святым просвещенный и укрепленный. 
Радуйся, Бога воплотившагося сродник по плоти бывый; 
Радуйся, от Бога высокое звание Предтечи и Крестителя приемый. 
Радуйся, заре, свет новый миру возвестившая; 
Радуйся, звездо, путь, ведущий ко Христу, осветившая. 
Радуйся, деннице Солнца незаходимаго; 
Радуйся, светильниче Света неугасаемаго. 
Радуйся, путь грядущему Христу уготовляяй; 
Радуйся, ангела и человека в себе являяй. 
Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень.

Кондак 5

Богопротивное веление беззаконнаго детоубийцы Ирода изгна тя из дому отча в непроходную пустыню, носима материю, Предтече Господень, идеже и пребывал еси до дне явления твоего ко Израилю ядый акриды и мед дивий и Богу вопия: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще дивное Божие о тебе промышление, Иоанне богохвальне, яко от младенческих пелен постническаго жития любитель показался еси, отонюдуже волею Вышняго послан был еси проповедати людем грядущее во Христе спасение. Сего ради со удивлением и любовию тебе взываем: 
Радуйся, яко, еще младенец сый, царя Ирода устрашил еси; 
Радуйся, от напрасного убиения тем десницею Вышняго сохраненный. 
Радуйся, пустыни шипок благовонный; 
Радуйся, высотою подвигов твоих всех удививый. 
Радуйся, праваго пути верный указателю; 
Радуйся, чистоты и целомудрия предивный хранителю. 
Радуйся, евангельскаго самоотвержения образе совершенный; 
Радуйся, монашествующих покрове и утверждение. 
Радуйся, богословствующих умов просвещение; 
Радуйся, грешным милосердия Божия двери отверзаяй. 
Радуйся, кающимся грешником от Господа прощение подаваяй; 
Радуйся, плоды достойны покаяния творити помогаяй. 
Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень.

Кондак 6

Проповедник славный ты, божественный Предтече, показался еси в пустыни Иорданстей во дни явления Христа Бога миру. Сего бо, Грядущаго к тебе, показал еси людем, глаголя: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира; Егоже мы верою познавше, поем Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси свет истины, Иоанне богопросвещенне, всем являяй Славы Отчия Сияние, явльшееся плотски нас ради. Вопиял бо еси в пустыни людем: "Покайтеся, приближи бо ся Царствие Небесное: сотворите плоды достойны покаяния. Се бо грядет по мне, Иже крестит вы водою и духом". Сего ради похвальная тебе вопием: 
Радуйся, пришествия Мессии возвестителю; 
Радуйся, путей Господних уготователю. 
Радуйся, ветхия и новыя благодати ходатаю; 
Радуйся, пророков пределе и начало апостолов. 
Радуйся, гласе Слова благознаменитый; 
Радуйся, покаяния проповедниче велегласный. 
Радуйся, многих сынов Израилевых ко Господу обративый; 
Радуйся, люди совершенны Господеви уготовавый. 
Радуйся, фарисеев и саддукеев дерзновенно обличивый; 
Радуйся, плоды достойны покаяния творити научивый. 
Радуйся, просвещения духовнаго указателю; 
Радуйся, ищущим предстательства твоего неусыпный заступниче. 
Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень.

Кондак 7

Хотящу от тебе креститися Господу Иисусу, Иоанне богоблаженне, глаголал еси: "Аз требую Тобою креститися", обаче повинуяся, рекшу Тому: "Остави ныне", воздвигл еси десницу твою на главу Его и, крестив не требующаго очищения, вопиял еси: Аллилуиа.

Икос 7

Новую подая благодать креститися изволивый от тебе Господь, сподоби тя Духа пришествие видети и глас Отческий с небесе, свидетельствующий Его Сыновство, слышати. Отнюдуже в Триех Лицех Единому Богу поклонятися нас научил еси, Егоже бренными прославляюще устнами, в похвалу сия тебе приносим: 
Радуйся, Троическаго Богоявления первый проповедниче; 
Радуйся, в Триех Лицех единаго Бога истинный поклонниче. 
Радуйся, Духа Святаго в виде голубине яснозрителю; 
Радуйся, снисхождения Его от Отца на Сына свидетелю. 
Радуйся, гласа с Небесе от Бога Отца слышателю; 
Радуйся, явление любве Отчи к Сыну созерцателю. 
Радуйся, Сына Божия избранный Крестителю; 
Радуйся, воли Его святыя исполнителю. 
Радуйся, славнаго служения спасению рода человеческаго ревностный рачителю; 
Радуйся, великаго Таинства Крещения первый совершителю. 
Радуйся, Божественныя радосте вестниче; 
Радуйся, Новаго Завета первый учителю. 
Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень.

Кондак 8

Странное и неизреченное смирение воплотившагося Бога Слова видев, богоблаженне Крестителю, Божественную Свою главу тебе приклонивша и рабское крещение приемша, ты и сам весь исполнился еси великого смирения. Испроси убо боголюбезную добродетель сию и нам, одержимым гордостию, яко да от сердца смиренна вопием ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь благодатных дарований исполненный, течение временныя жизни скончавая, Иоанне богознамените, всех поучал еси исполнением Закона и покаянием благо угождати Господеви. Сего ради благодарственное хваление тебе, великому учителю истины, воспеваем: 
Радуйся, Закона и оправданий Господних насадителю; 
Радуйся, Иродова беззакония обличителю. 
Радуйся, о исправлении того рачителю; 
Радуйся, правды ради темничное заключение и узы претерпевый. 
Радуйся, за истину во главу усеченный; 
Радуйся, яко тело твое от учеников твоих честне погребеся. 
Радуйся, яко Божиим смотрением глава твоя нетленна соблюдеся; 
Радуйся, яко та на утешение, освящение и цельбы христианом дадеся. 
Радуйся, яко и деснице твоей, крестившей Господа, вернии благочестне покланяются; 
Радуйся, яко от тебе многая чудеса теми доныне совершаются. 
Радуйся, яко тобою вернии от страстей безчестия избавляются; 
Радуйся, яко тобою грешнии к покаянию воздвизаются. 
Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень.

Кондак 9

Все естество ангельское удивися высоте служения твоего, и Церковь благоговейно прославляет тя, яко друга Христа Бога, предшедшаго пред Ним духом и силою Илииною. Ревнуя бо по истине, дерзновенно обличал еси фарисеев и беззаконнаго Ирода, от него же и мученическую кончину приял еси. Покланяющеся убо честней главе твоей, молимся ти: избави нас от страстей безчестия, да чистым сердцем и усты поем: Аллилуиа.

Икос 9

Ветийство всякое земнородных не довлеет достойно восхвалити тя, Иоанне богохвальне: тебе бо уста Христова похвалиша, высша пророков и больша всех рожденных женами тя наименоваша. Отнюдуже достойную похвалу принести тебе недоумевающе, вопием ти сицевая: 
Радуйся, Церкве Христовы великая славо; 
Радуйся, Ангелов предивное чудо. 
Радуйся, праотцев радость и прославление; 
Радуйся, пророков высокая похвало. 
Радуйся, апостолов богосветлый венче; 
Радуйся, святителей велелепая красото. 
Радуйся, мучеников в новой благодати начало; 
Радуйся, преподобных совершение. 
Радуйся, праведных удобрение; 
Радуйся, девственников и постников основание. 
Радуйся, всех христиан великое утешение; 
Радуйся, яко от всех христианских родов имя твое прославляется. 
Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень.

Кондак 10

Спасти мир Пришедшаго во плоти Христа Бога благовестил еси и сущим во аде, якоже бо денница, предходящая солнцу, осветил еси во тьме и сени смертной седящих. Отнюдуже вскоре Господом изведен был еси со всеми от века праведными, поя Ему, яко Избавителю и Победителю смерти: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси и прибежище спасительное всем, молитвенно к тебе притекающим, божественный Иоанне. Сего ради песньми похвальными ублажаем тя сице: 
Радуйся, мощный заступниче наш и верный от бед хранителю; 
Радуйся, злостраждущих от духов злобы скорый помощниче и избавителю. 
Радуйся, неплодствующим благословение, от Бога низпосылаяй; 
Радуйся, притекающих к тебе с верою от треволнения страстей избавляяй. 
Радуйся, во вражде сущих скоро умиротворяяй; 
Радуйся, во всякой нужде и печали усердно притекающим к тебе скорую помощь подаваяй. 
Радуйся, благотекущих от самообольщения и прелести изъимаяй; 
Радуйся, вручающим себе твоему ходатайству в час смертный помогаяй. 
Радуйся, любящих тя от воздушных мытарств предстательством твоим свобождаяй; 
Радуйся, почитающих славную память твою вечныя жизни молитвами твоими сподобляяй. 
Радуйся, нищих и вдовиц и сирот заступление; 
Радуйся, по Бозе и Богородице христианом прибежище и упование. 
Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень.

Кондак 11

Пение всякое не довлеет по достоянию доблестей твоих восхвалити тя, Крестителю Господень. Но мы, любовию понуждаеми, дерзаем воспевати величия твоя, еже милостивно приими от нас, первостоятелю у Престола Пресвятыя Троицы, и моли свободитися нам от всякия скверны греховныя, да чистым сердцем и устнами поем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светильника Света неприступнаго и всесветлых благодатных дарований всего исполнена тя, Иоанне богопросвещенне, ведуще, радостно приносим ти таковая: 
Радуйся, самовидче озарившаго тя свыше Божественнаго Света; 
Радуйся, светом добродетелей твоих прославивый Бога. 
Радуйся, Пресвятыя Троицы велелепую славу явивый; 
Радуйся, правый и дивный путь к Небеси показавый. 
Радуйся, и сущим во аде Бога, явльшагося во плоти благовестителю; 
Радуйся, душ праведных, от века в преисподней держимых, возвеселителю. 
Радуйся, Владыки Христа Бога друже искренний; 
Радуйся, явивый миру Свет истинный. 
Радуйся, светозарное света евангельскаго сияние; 
Радуйся, рода христианскаго прославление. 
Радуйся, Совета Божия исполнение; 
Радуйся, яко от восток солнца даже до запад хвально имя твое. 
Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень.

Кондак 12

Благодати тезоименитый Крестителю Господень и тою обогатився, победоносец преславный показался еси: победил бо еси враги и всякую злобу и великое служение твое мученическим подвигом запечатлел еси. Ныне же, предстоя Престолу Царя царствующих, моли Его даровати всем верным победы на враги и во всем благопоспешение, в добродетелех же благодатное укрепление, поющим Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Бога, дивно в тебе прославльшагося, хвалим тя, богоблаженне Крестителю, яко искренняго друга Христова, прославляем великия подвиги твоя, ублажаем мученическую кончину твою и сицевая радостно вопием ти: 
Радуйся, вселенский апостоле и Новаго Завета первомучениче; 
Радуйся, явлением Христа на земли открывшагося Царствия Небеснаго первый проповедниче. 
Радуйся, языков Божественное призвание предвозвестивый; 
Радуйся, безвестная и тайная премудрости Божия миру явивый. 
Радуйся, божественными деянии плодоносен паче иных явивыйся; 
Радуйся, яко светом дел твоих прославися Отец Небесный. 
Радуйся, окормителю ко пристанищу Божественнаго разума. 
Радуйся, яко о памяти твоей Церковь Христову веселиши неизреченно; 
Радуйся, яко ныне вечнаго наслаждаешися веселия изобильно. 
Радуйся, божественными лучами Трисолнечнаго Света осияваемый; 
Радуйся, яко со безплотными Трисвятую песнь Богу немолчно вопиеши. 
Радуйся, яко ныне, зерцалом разрешшимся, несредственне зриши Святую Троицу. 
Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень.

Кондак 13

О великий и преславный Предтече и Крестителю Господень Иоанне, приими от нас ныне приносимое тебе моление и твоими богоприятными к Богу молитвами избави нас от всякаго зла, и вечныя изми муки, и наследниками Царствия Небеснаго соделай, да во веки поем Богу: Аллилуиа. 

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.)