Новости

14 июля 2016

Паломничество по Москве: Замоскворечье

Преподаватели, учащиеся и выпускники воскресной школы посетили храмы Замоскворечья.

Паломники осмотрели церковь Преображения Господня на Болвановке. Первоначально, в XV веке, в этой местности располагалось золотоордынское подворье, где селились татарские баскаки (некоторые исследователи объясняют этим древнее название Болвановки, туда во время татарского ига послы привозили деревянного болвана на поклонение). В 1465 г. царь Иоанн III на этом месте разбил и втоптал в землю ханскую басму, свергнув постыдное татарское иго: Россия перестала платить дань монголам. В воспоминание великого события Иоанн III приказал поставить храм во имя Преображения Господня. Первая церковь была выстроена деревянная обыденная. Ныне существующий каменный храм был сооружен в 1749–1755 гг. в стиле московского барокко. В 1930 г. церковь закрыли, в 1956 г. трапезная с приделами и колокольня были разрушены. Сейчас храм восстанавливается.

Паломники побывали в церкви святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе. Время постройки первого деревянного Никольского храма неизвестно. Но можно предположить, что он был возведен почти одновременно с образованием Кузнецкой слободы. Историки считают, что основание московских слобод приходится на XIVXV века. В это время в Москве возникает несколько слобод, где селились кузнецы: наиболее ранняя из них появилась в районе нынешнего Кузнецкого моста, затем две большие Кузнецкие слободы в Заяузье и Кузнецкая слобода в Заречье (так называлось Замоскворечье в XIVXV вв.). Эта последняя образовалась не позднее 1490 г. Рядом располагалась местность Болвановка. Некоторые ученые происхождение названия «Болвановка» связывают не с неким татарским «болваном» (идолом), а с технологическими процессами в кузнечном и литейном деле (болванка – форма для литья). Болвановка часто располагалась рядом с Кузнецкой слободой: помимо Замоскворечья такое соседство наблюдается и в Заяузье в районе Таганских ворот, которые в древности часто назывались Болвановскими. Мастера, изготовлявшие болванки, селились рядом с кузнецами. Можно предположить, что обе слободы были созданы приблизительно в одно время. Храмы в ремесленных слободах строились почти сразу же после их образования (если не одновременно), поэтому первый Никольский храм был построен на средства кузнецкой слободы не позднее 1490 г. Начиная с XVI века Замоскворечье стало по преимуществу местом поселения стрельцов. Они были состоятельными людьми — получали царское жалование и занимались торговлей и ремеслом. В течение XVII века деревянные храмы Замоскворечья постепенно заменяются каменными. Первый каменный Никольский храм был заложен в 1681 г. и освящен в 1683 г. Существующее здание церкви построено в 1805 г. После революции, в годы гонений храм не закрывался. С 1992 г. он является основным храмом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета.

Группа осмотрела церковь Живоначальной Троицы в Вишняках. Первый храм на этом месте был построен, вероятно, в 1630-х годах в связи с заселением южных окраин города стрельцами, прикрывавшими оборонительную линию Земляного вала. Название «Вишняки» связано со стрелецким командиром Матвеем Вишняковым. Первая каменная церковь построена в 1678 г. Существующее здание храма воздвигнуто в 1815 г. Эта церковь является базовым храмом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.

Следующим местом паломничества стала церковь священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье. Приход храма известен с 1597 г. В древности здесь проживали «толмачи» — переводчики — и «ордынцы» — исполнители воли великого московского князя в Орде, с середины XVI века — стрельцы. Первая каменная церковь на этом месте датирована 1657 г. После того как в 1698 г. император Петр I окончательно расправился со стрельцами, здесь главенствовали купцы, и церкви строились уже их иждивением. Современный архитектурный ансамбль по проекту, предположительно, Трезини сложился к 1762–1774 гг.

Паломники побывали в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Первые упоминания о церкви преподобного Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 1570-м гг. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана «ордынцам» для постройки домов. В 1683–1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы. В 1783 г. замосквореченский купец по фамилии Долгов пожертвовал немалые деньги на перестройку церкви и заказал эту работу архитектору Василию Баженову. Во время московского пожара 1812 г. храм сильно пострадал и в 1831–1836 гг. был заменен ротондой в стиле ампир по проекту архитектора О. И. Бове, который сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. В 1933 г. церковь закрыли, а в 1948 г. храм вновь получил юридическую регистрацию.

Группа посетила церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором и осмотрела храм святых мучеников князя Михаила и боярина Феодора Черниговских. В древности здесь находился Ивановский (в честь святого Иоанна Предтечи) «под бором» монастырь. Впервые он упоминается в летописи под 1415 г. В 1514 г. «по благоволению» великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. По-видимому, это был первый каменный храм в Заречье. После того как обитель перенесли на Солянку, поближе к Кремлю (где и поныне пребывает Иоанно-Предтечинский монастырь), храмы Черниговского переулка стали действовать как приходские. В 1578 г. у стен церкви Иоанна Предтечи народ с царем и митрополитом торжественно встречали перенесенные из Чернигова святые мощи мучеников князя Михаила Черниговского и его верного боярина Федора, убитых монголо-татарами в ставке Батыя. В память об этой встрече был построен деревянный храм во имя Черниговских чудотворцев, первое упоминание о котором относится к 1625 г. А в 1675 г. на средства купчихи Малютиной на его месте выстроен каменный пятиглавый однопрестольный храм, который находится там и поныне. В 1781 г. была воздвигнута отдельно стоящая колокольня на углу Черниговского переулка и Пятницкой улицы. В первые годы советской власти храмы были закрыты. Во второй половине 1970-х гг., когда столица СССР готовилась к приему иностранных гостей в связи с предстоящими олимпийскими играми 1980 года, в ней были проведены масштабные реставрационные работы во многих порушенных памятниках архитектуры. Были отреставрированы и оба храма вместе с отдельно стоящей колокольней. В 1991 г. здесь было учреждено Патриаршее подворье, а с 2010 г. в помещениях подворья располагается Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия.

Следующим местом паломничества стала церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, более известная под именем Архангела Михаила в Овчинниках. Когда-то здесь располагалась дворцовая Овчинная Конюшенная слобода, поставлявшая шерсть и овчины для государева двора и обслуживавшая царские конюшни. Храм известен с XVI века, существующая каменная церковь построена в 1612 г. Сейчас она находится во дворе огромного административного здания.

Паломничество было организовано ответственной за деятельность воскресной школы и работу с молодежью Т. В. Качалой, рассказы об истории храмов подготовили паломники. Группа благодарит архитектора И. К. Чалова и искусствоведа Е. В. Журбину за освещение архитектурных особенностей осмотренных церковных зданий.

Автор фото Т. В. Качала

Наверх