Новости

12 июля 2016

Паломничество по Москве: от Павелецкой до Илие-Обыденского храма

Преподаватели, учащиеся и выпускники воскресной школы совершили паломничество по маршруту от метро «Павелецкая» до нашего храма.

Паломники побывали в церкви мучеников Флора и Лавра на Зацепе. В древности здесь, у бывших Коломенских ворот, существовала таможенная застава для досмотра возов с товарами. Для организации очереди на досмотр подступ к таможне был огражден железной цепью. За нею вскоре появились лавочки, палатки, харчевни и образовалась улица «за цепью» — Зацепа. В 1593 году в этой местности поселились ямщики, переведенные на Зацепу из Ямской слободы в районе Полянки. Там они имели приходскую церковь в честь Флора и Лавра и на новом месте выстроили такую же. Мученики Флор и Лавр почитались на Руси как покровители домашних животных, особенно лошадей. Постройка современного каменного храма велась по частям. Основная часть была выстроена в 1778 г., приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир — в 1835 г. В 1922 г. храм был разорен в ходе акции по изъятию церковных ценностей: он считался самым богатым в этой местности. В 1938 г. церковь передали обновленцам. Из-за низкой посещаемости в 1940 г. она была закрыта, иконостас вывезли, росписи стен забелили. В 1950 г. власти снесли главу над куполом и решили разрушить колокольню, но с помощью ломов и кирок рабочие это сделать не смогли, всё было крепко построено. Тогда колокольню было решено взорвать. Предупредили окрестных жителей, чтобы закрыли окна и двери, и взорвали. Разрушилась верхняя часть колокольни. На этом и успокоились (всё было восстановлено в 1997 году). Здание храма приспособили под фабрику металлографии и штемпельно-граверных работ — вредное гальваническое производство с использованием кислот. После советской разрухи храм был восстановлен под руководством протоиерея Алексия Зотова (+2012), некоторое время служившего в нашем Илие-Обыденском храме.

Следующим местом паломничества стала церковь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на Зацепе. Изначально храм назывался на «Щипке». Слово «щипок» произошло от находившейся рядом таможенной границы Москвы. Работники таможни обследовали возы с сеном щупами — палками, их прощупывали, т. е. «щипали». В 1905 г. при женском коммерческом училище была построена в неорусском стиле домовая церковь. В настоящее время здание училища и храма занимает Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. Администрация РЭУ предоставила приходу для совершения ежемесячных богослужений помещение, где когда-то располагалась алтарная часть церкви. Сейчас ведутся интенсивные ремонтно-реставрационные работы, которые планируется завершить к 2017 г. — 110-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова; в рамках реставрации здания предполагается полное восстановление храма в качестве действующего.

Паломники посетили храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. В 1696 г. Данилов монастырь пожертвовал участок своей земли за Серпуховскими воротами Земляного города для постройки здесь церкви. Вскоре деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом девяти мучеников Кизических был воздвигнут. Современное каменное здание церкви выстроено в 1762 г.

Группа посетила церковь великомученицы Екатерины на Всполье. В XVI в. в белильной слободе, устроенной царицей Анастасией Романовной, первой женой Ивана Грозного, была поставлена деревянная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, которой молятся об облегчении родов и защите детей. Документально церковь известна с 1612 г. Она поставлена на месте сражения русских войск с польско-литовскими. После поражения у Климентовского острожка гетман Хоткевич перевел свои войска сюда, устроив здесь укрепление. Сражение закончилось победой русских войск. В 1657 г. храм в документах показан каменным. В 1762 г. в Москву приехала на коронацию Екатерина II. По желанию государыни церковь была перестроена архитектором К. И. Бланком. В 1994 г. в храме разместилось представительство Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате.

Недалеко от этого храма находится церковь Иверской иконы Божией Матери на Всполье. Издревле застройка Замоскворечья перемежалась с лугами для выпаса скота, называвшимися «вспольями». На планах Москвы ХVII века показано обширное «всполье» в районе Ордынки. Впоследствии луга здесь исчезли, а топонимическая привязка «что на Всполье» сохранилась в названии храма Иверской иконы Божией Матери (и храма великомученицы Екатерины).  Современной здание церкви-ротонды было построено в 1802 г. по проекту главного директора Кремлевской чертежной экспедиции архитектора И. В. Еготова.

Следующим местом паломничества стала Марфо-Мариинская обитель любви и милосердия, основанная великой княгиней Елизаветой Феодоровной в 1909 г. После трагической гибели мужа, великого князя Сергея Александровича Романова, она удалилась от светской жизни и решила всецело посвятить себя служению Богу и ближним. Прообраз деятельности будущей обители Великая княгиня увидела в служении двух евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии. На деньги от продажи личного имущества и драгоценностей Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу с садом на Большой Ордынке. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу, здесь же соорудили домовую церковь во имя святых праведных Марфы и Марии. Строительство второго храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы закончилось в 1912 г. Обитель явила собой учреждение совершенно особого рода: и не монастырь, и не обычная община сестер милосердия. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания от 21 до 40 лет. Они приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из обители и создать семью. Марфо-Мариинская обитель просуществовала до 1926 г.  Позднее здесь располагались кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские, лаборатории… Возрождение обители началось в 1992 г. Сегодня Марфо-Мариинская обитель является ставропигиальным женским монастырем. Паломники здесь помолились на вечернем богослужении в храме Покрова Пресвятой Богородицы, построенном в 1908–12 гг. по проекту архитектора А. В. Щусева. Росписи в церкви выполнены М. В Нестеровым и братьями Кориными.

Паломники осмотрели храм святителя Николая Чудотворца в Пыжах. Деревянный храм был основан не ранее 1593 г., вероятно, одновременно с учреждением стрелецкой слободы. Во второй половине XVII века местным стрелецким полком командовал Богдан Пыжов, давший свое имя местности, храму и Пыжевскому переулку. Постройка современного здания храма датируется 1672 г.

Группа осмотрела церковь святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В XIV веке здесь пролегла главная дорога в Орду и расположилась ставка монгольского хана. Сюда приносили собранную по русской земле дань, здесь присягали хану и выслушивали его повеления. Со времен Ивана Калиты в этой местности обосновались и мирные татары, которые вскоре образовали большую Татарскую слободу. Тогда здесь и поселились переводчики — толмачи. Поначалу это были татары, владевшие русским языком, да и само это слово татарского происхождения. Скоро к ним присоединились и русские толмачи, и они на первых порах жили в Татарской слободе, в урочище Старые Толмачи. Затем в Замоскворечье выделяется самостоятельная Толмацкая слобода. Она официально считалась иноземной, поскольку ее населяли в основном «пришлые люди», которые перешли на службу московскому государю. Для русских ее поселенцев и для тех иноземцев, кто принял православную веру, была построена приходская церковь во имя святителя Николая Чудотворца в Толмачах: ее главный престол был освящен во имя святого, которого татары именовали «русским Богом». В конце XVII века к Никольскому приходу были частично приписаны жители обширной Кадашевской слободы, в том числе купцы Добрынины. Они в 1687 году выстроили на свои средства каменный Воскресенский храм в Кадашах, получивший прозвище «большой московской свечи», а в 1697 г. возвели кирпичную Никольскую церковь. В 1851 г. в Лаврушинский переулок переехала семья Третьяковых. На перестройку Никольского храма деньги пожертвовала Александра Даниловна Третьякова вместе со своими сыновьями Павлом и Сергеем. Павел Михайлович Третьяков стал прихожанином Никольского храма в Толмачах и оставался им до самой смерти, последовавшей в 1898 году. В домовом Никольском храме у Павла Михайловича было свое постоянное место, ныне отмеченное темной мемориальной плитой. Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь хранится великая святыня России — икона Богоматери «Владимирская». Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона прп. Андрея Рублева «Троица». В интерьере храма представлено более 150 единиц хранения из собрания Третьяковской галереи.

Следующим местом паломничества стал храм Воскресения Христова в Кадашах. Напротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. — дворцовая Кадашевская слобода. Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова. Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте 1493 г., где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». По мнению современных ученых храм Воскресения в Кадашах служил главной вертикалью, композиционной доминантой и был «соборным» храмом Замоскворечья. Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником московского барокко. При этом храме два раза в год проходят научные конференции «Кадашевские чтения», на которых выступают с докладами специалисты из разных областей знаний, общественные деятели, историки, археологи, искусствоведы, москвоведы, краеведы, в том числе и преподаватели Илие-Обыденской воскресной школы. Для обыденских паломников очень интересную двухчасовую экскурсию по территории и храму провел его прихожанин юрист Н. Л. Матвеев.

Группа осмотрела деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Державная», входящий в состав комплекса Храма Христа Спасителя. Державная церковь возведена по проекту архитектора А. Н. Оболенского в 1995 г. рядом со строящимся Храмом Христа Спасителя и должна была как бы предварить восстановление собора на своем историческом месте.

Паломничество было организовано ответственной за деятельность воскресной школы и работу с молодежью Т. В. Качалой, рассказы о храмах подготовили паломники.

Автор фото Т. В. Качала

Наверх