Новости

07 июля 2016

Паломничество по Москве: от Курской до Илие-Обыденского храма

Преподаватели, учащиеся и выпускники воскресной школы совершили паломничество по маршруту от метро «Курская» до нашего храма.

Паломники побывали в церкви апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе. Деревянный храм во имя апостола Иакова известен с 1620 г. Современное здание церкви построено в 1831 г.

Следующим местом паломничества стала церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Так назывались, вероятнее всего, шатерники, ведавшие царскими шатрами, то есть служившие армейскими квартирмейстерами. Возможно, однако, что первоначально барашами называлась категория зависимых арендаторов земли, обязанных платить за аренду определенный оброк, а потом уже на них была возложена и обязанность шатерничих. Под 1476 г. здесь упоминается церковь Ильи пророка под Сосною. В 1620 г. она, называемая уже Введенской, еще оставалась деревянной. При ней существовала придельная церковь Лонгина Сотника, считавшегося покровителем Московского царского рода. Существующее здание церкви в стиле нарышкинского барокко построено в 1701 г.

Недалеко от Введенского храма находится церковь Воскресения Словущего в Барашах. Деревянная церковь на этом месте упоминается с 1620 г. Современное здание храма построено в 1734 г. К сожалению, в настоящее время его занимает ГУВД Московской области.

Паломники осмотрели храм Илии пророка на Воронцовом поле. Эта церковь была построена в память успешной битвы с татарами, которая произошла в день памяти святого пророка — 20 июля (2 августа по новому стилю). В 1476 г. деревянный храм уже стоял в Воронцове, а местность называлась Ильинской слободой. По мнению некоторых историков, здесь находился Ильинский скит, основанный старцами Андрониковой обители, который позже стал монастырем. Князь Василий III в 1514 г. построил в Воронцове рядом с церковью святого Илии пророка каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. После 1653 г. деревянный Ильинский храм был разобран, а к Благовещенской церкви был пристроен каменный придел, по которому она стала именоваться Ильинской. В Смутное время в ней молились ополченцы, освобождавшие Москву от поляков. Возле церкви был убит глава ополчения думный дворянин Прокопий Ляпунов, которого похоронили у храмовых стен. Из Нижнего Новгорода в церковь была принесена Казанская икона Божией Матери, от которой творились многие чудеса. Икона пребывала в храме до постройки Казанского Собора на Красной площади, после чего здесь был оставлен ее список. Сюда, как и в наш Илие-Обыденский храм, в древности цари и патриархи совершали крестные ходы. Регулярно в этом огромном храме проводили богослужения прославленные московские святители. Здание еще не передано Церкви, в данный момент там расположены фонды Музея искусств народов Востока. Сейчас храм Илии пророка вынужденно действует в приходском доме.

Следующим местом паломничества стал храм святителя Николая в Подкопаях. Приход церкви известен с 1493 г., а современное здание храма построено в 1855 г. Паломники ознакомились с преданием о чуде в Подкопаях.

Группа посетила церковь святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот. В советское время храм не закрывался, сейчас в нем располагается подворье Сербской Православной Церкви.

Паломники осмотрели храм святителя Николая в Заяицком. Яиком до 1775 г. называлась река Урал. По одной из версий, название церкви произошло от того, что в начале XVII века заяицкими казаками был пожертвован образ святого чудотворца Николая, во имя которого освящен правый придел храма. Первоначально церковь была деревянной, она впервые упоминается в Новгородской летописи 1518 г. Храм Николы Зяицкого находился в Нижней Садовнической слободе, где проживали в основном садовники. Первый каменный храм был выстроен в 1650-е годы. Строительство современного здания церкви завершилось к 1754 г.

Следующим местом паломничества стал храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Приход церкви известен с XVI века. Современное здание храма построена в 1653 г. Эта церковь, так же как и Никольский храм, находилась в Нижней Садовнической слободе. Наименование «в Ендове» связано, вероятнее всего, с особенностями местности: от прежнего русла реки остались ложбины, «ендовы». Храм многократно страдал от наводнений. Он оставался действующим до 1935 г. В 1960-х годах церковь отреставрировали, был возвращен первоначальный облик кровли с кокошниками, восстановлены наличники окон. В 1992 г. здание церкви передали подворью Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.

Паломники побывали в храме Софии Премудрости Божией, что в Средних Садовниках. Впервые деревянная церковь упоминается в летописи в 1493 году. Храм был возведен москвичами в честь своей победы над Новгородом. В 1496 г. Иван III издал указ о сносе всех церквей и дворов напротив Кремля «и повеле на тех местех чинити сад». Освободившуюся от жилья территорию отдали под новый Государев сад, именованный Царицыным лугом. Около Государева сада возникло слободское поселение государевых садовников, ухаживавших за садом. Они-то и дали позднейшее название местности. Только в XVII веке садовники обосновались непосредственно на территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь. Современное здание церкви построено в 1722 г. В 1868 г. в виду ветхости старой колокольни и в связи с необходимостью продолжать богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой, была построена новая колокольня. Она стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 г. Было задумано также грандиозное строительство основного здания храма, соразмерного с храмом Христа Спасителя и Кремлевскими соборами. В силу ряда обстоятельств этот проект не был осуществлен.

Группа осмотрела церковь святителя Николая на Берсеневке в Верхних Садовниках. В 1390 г. в этой местности находился Никольский на Болоте монастырь, там существовал деревянный храм, именуемый в летописи 1475 г. как «церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности ее богатому вотчиннику), а в 1625 г. упоминаемый как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 г. Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев). Современное здание храма построено в 1657 г. государевым садовником Аверкием Кирилловым, рядом находятся его палаты.

Паломничество было организовано ответственной за деятельность воскресной школы и работу с молодежью Т. В. Качалой, рассказы о храмах подготовили паломники.

Автор фото Т. В. Качала

Наверх