Новости

03 июля 2016

Паломничество по Москве: от Чеховской до Илие-Обыденского храма

Преподаватели, учащиеся и выпускники воскресной школы совершили паломничество по маршруту от метро «Чеховская» до нашего храма.

Паломничество проходило в два этапа. В будний день вечером группа прошла от метро «Чеховская» до нашего храма, по дороге осматривая храмы и знакомясь с их историей и архитектурой. К сожалению, в вечернее время многие храмы были закрыты, поэтому в воскресный день после поздней воскресной Божественной литургии и водосвятного молебна группа прошла тем же путем в обратном направлении от Илие-Обыденской церкви, благодаря чему удалось посетить большинство храмов на этом маршруте.

Паломники побывали в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Приход храма известен с XIV века, современное здание построено в 1652 году. В древности здесь располагалось урочище «Путинки». У Тверских ворот Белого города расходились два пути — на Дмитров и Тверь. Здесь располагался Путевой дворец для послов и гонцов, к которому вели «путинки» — кривые улочки и переулки. По другой версии, название Путинки происходит от слова «паутина» — маленькие улицы и переулки с разбросанными на них небольшими домиками в приходе этого храма, представляли собой как бы «паутинку», окружавшую церковь со всех сторон.

Следующим местом паломничества стал храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной. В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами была устроена слобода государевых оружейников-бронников. Их пребывание в этой местности отразилось в названии улиц и переулков — Бронная, Палашевский, Гранатный и др. Здесь была воздвигнута деревянная церковь в честь апостола Иоанна Богослова (возможно, около 1587 г.). Современное здание храма построили в 1665 году.

Паломники посетили храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот. Приход церкви известен с 1619 г. Вероятно, название «в Сторожах» связано деревянным укреплением — острогом. В церкви в 1831 г. венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Современное здание храма в стиле русского ампира построено в 1836 г. В народе эту церковь называют «Большое Вознесение», в отличие от «Малого Вознесения» — более древнего храма. 5 апреля 1925 г. в церкви Вознесения у Никитских ворот совершил свое последнее богослужение Патриарх Московский и всея Руси Тихон. В 1931 г. храм закрыли, а в 1937 г. снесли колокольню. В 1990 г. здание передали Русской Православной Церкви, настоятелем храма «Большое Вознесение» был назначен протоиерей Владимир Диваков (с 1991 г. благочинный Центрального благочиния). В 2004 г. была воздвигнута новая 61-метровая колокольня. Паломники помолились в этом храме на вечернем богослужении.

О церкви преподобного Феодора Студита у Никитских ворот собравшимся рассказал преподаватель Илие-Обыденской воскресной школы М. И. Литвиненко. На этом месте в 1626 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Филаретом (Романовым) был основан Феодоровский Смоленской иконы Божией Матери мужской монастырь. В 1709 г. монастырь упразднили. Был образован приход храма преподобного Феодора Студита. В приходе жила семья генерала Василия Суворова. Памятная табличка на храме указывает, что прихожанином церкви был великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.

Паломники побывали в храме Вознесения Господня на Большой Никитской улице («Малое Вознесение»). Первое упоминание о церкви относится к 1584 г. Современное здание было построено в 1634 г.

Следующим местом паломничества стал храм святой мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова. 12 января (25-го по новому стилю) 1755 года, в день памяти святой мученицы Татианы, императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета «для общей Отечеству славы», чтобы «возрастало в нашей пространной империи всякое полезное знание». В 1786 г. архитектор Матвей Казаков начал возводить на Моховой улице великолепное здание в стиле классицизма, и в 1791 году в его левом флигеле была устроена первая университетская церковь во имя св. мученицы Татианы «в незабвенное воспоминание достойночтимого дня, в который учрежден проект об Университете». Храм освятил митрополит Платон. В 1812 году во время нашествия Наполеона Татианинский храм сгорел вместе с основными зданиями университета. В 1832 году император Николай I купил для университета на Моховой (раньше здесь продавали сухой мох для деревянных домов) усадьбу Пашковых, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской. Во флигеле усадебного дома была устроена университетская церковь, которую в 1837 г. освятил митрополит Московский Филарет (Дроздов). В 1913 г. на фронтоне храма появилась надпись «Свет Христов просвещает всех» (в 1919 г. на этом месте соорудили фразу «Наука — трудящимся», а в 2001 г. была восстановлена старая надпись). В 1992 г. профессор МГУ Г. А. Любимов выступил с предложением воссоздать домовую церковь святой мученицы Татианы, закрытую в 1919 г. В 1995 г. здание было возвращено Церкви. В 2000 г. в цокольном этаже был освящен нижний храм во имя святителя Филарета Московского.

Паломники посетили церковь иконы Божией Матери «Знамение», что на Шереметьевом дворе. Храм на этом месте известен с 1613 г. В 1625 г. Знаменскую церковь поставил Иван Никитич Романов, брат Патриарха Филарета и дядя царя Михаила Федоровича. В 1690 г. было построено современное здание церкви в стиле нарышкинского барокко (Знаменский храм является родоначальником этого стиля) «под колоколы» (с колокольней над сводом храма). В разные годы усадьбой владели Романовы (по их имени назван Романов переулок, в котором расположен храм), Нарышкины, Разумовские, с 1799 г. — Шереметевы, откуда храм и получил свое устоявшееся название.

Группа осмотрела церковь святителя Николая в Старом Ваганькове. Приход храма известен с 1531 г. Сначала церковь именовалась храмом святителя Николая у Государева двора, потом — у нового Государева двора, в более позднее время — на Старом Ваганькове. Современное здание храма построено в 1792 г. В 1842 г. церковь стала домовым храмом при Дворянском институте и гимназии, затем при Румянцевском музее. В 1896 г. настоятелем храма был поставлен священник Леонид Чичагов (впоследствии священномученик митрополит Серафим). Сохранились настенные изображения четырех евангелистов, выполненные отцом Леонидом.

Последним местом паломничества стал храм священномученика Антипы на Колымажном дворе. Приход церкви известен с 1530 г. После пожара 1547 г. из Кремля (от Комендантской башни, которая именовалась тогда Колымажной — от колымаг, экипажей) в эту местность был перенесен царский Конюшенный двор, отчего церковь стала называться «что у Государевых больших конюшен». Святого Антипу чтил царь Иван Грозный, среди его родовых молельных святынь был окованный серебром зуб священномученика Антипы. Царь Алексей Михайлович не раз хаживал на богомолье «к Антипию», однажды он положил к образу чудотворца «два зубка серебряных». При Тишайшем государе старый Конюшенный двор стал Колымажным — вместо конюшен было утроено хранилище царских экипажей и «всего потребного» для высочайших выездов.

Паломничество было организовано ответственной за деятельность воскресной школы и работу с молодежью Т. В. Качалой, рассказы о храмах подготовили паломники.

Автор фото Т. В. Качала

Наверх