Новости

12 июня 2016

14 июня Церковь чтит преподобного Агапита Печерского, врача безмездного

Частица мощей преподобного Агапита находится в левом мощевике в центральной части нашего храма.

Узнав о преподобном Агапите из Патерика Киево-Печерской Лавры, хочется поделиться не только фактами его жития, но и некоторыми другими соображениями.

Но обо всем по порядку. Настоятель Киево-Печерской Лавры преподобный Антоний в числе многих талантов, полученных от Господа, обладал даром исцелений. И будущий преподобный Агапит обратился к Антонию за исцелением своей души — через пострижение в святой иноческий чин.

Подражая во всем своему святому наставнику, Агапит горячо молился за болящих, и по его молитвам Господь посылал им здравие. Но по своему смирению Агапит не хотел раскрывать перед людьми дар, полученный от Господа. В качестве лекарства он давал немощным «зелие» от своего кушанья, и многие полагали, что именно оно обладало чудодейственными свойствами.

Много преуспел в молитве за болящих преподобный и молва о нем распространилась по всему Киеву. По дару исцеления и совершенному нестяжанию Агапит получил особое имя — врач безмездный.

Современником преподобного был некий искусный во врачевании армянин. Он имел удивительную способность точно указывать время смерти больного, если тот, по его мнению, был неизлечим. Да и не брался этот врач бороться за жизнь тех, чьи дни были сочтены.

Одним из его пациентов, которому была предсказана смерть через восемь дней, оказался первый боярин князя Всеволода. Услышавшего от врача «приговор», его привели к преподобному Агапиту, который, сотворив молитву, дал принять «зелие» и сделал больного здоровым.

Сильно задело врача-армянина чудесное исцеление уже почти «мертвого» боярина. Тогда он велел осужденному на смерть человеку выпить пред Агапитом яд. Но, видя умирающего, блаженный помолился за него и дал своего «зелья», от которого тот стал совершенно здоров. Еще сильнее ужалила зависть сердце армянина, и он подговорил своих единоверцев дать смертного напитка самому преподобному. Но питие нисколько не повредило святому Агапиту.

Приводя из жития случаи с исцелением телес, невозможно не сказать и об исцелении душ человеческих. Заболел в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах, лечил его все тот же знаменитый врач-армянин, но совершенно безуспешно. Тогда послали в монастырь за преподобным Агапитом, который, однако, напрочь отказался покидать стены монастыря, говоря, что, пойдя к одному, должен будет идти ко всем. Но, помолясь за князя, безмездный врач передал ему своего «зелья», приняв которое, Владимир стал совершенно здоров. Желая увидеть того, чьими молитвами Господь его исцелил, князь отправился в монастырь.

Но не искал Агапит славы человеческой, поэтому скрылся, а княжеские дары отдал игумену. Боярину князя Владимира, посланному с дарами и словами благодарности, блаженный ответил, что не своею силою исцеляет больных, но силою Христовою, поэтому и благодарность не ему следует возносить, но Целителю. Тогда боярин попросил принять дары и, если угодно, раздать нищим.

Старец согласился, но просил передать князю, чтобы и тот раздал нищим все, что имеет чужое и не может взять с собой, отходя от жизни. И просил не ослушаться, чтобы не пострадать больше. А принесенное Агапит так и не принял: сделал вид, что хочет спрятать все в келии, а затем выбросил и убежал прочь. Понял посланец, что перед ним — истинный святой, которому нужны только Небесные Дары. Он передал слова Агапита своему князю, который не осмелился ослушаться святого и стал щедро раздавать свое имение нищим.

Не вдаваясь в историю правления Владимира Мономаха, проведем, тем не менее, некие параллели. Исцеление по молитвам блаженного Агапита было во времена правления князя Черниговом. Именно в это же время Владимир после смерти своего отца имел возможность занять киевский престол, но, не желая междоусобицы, уступил это право своему двоюродному брату Святополку.

Будучи изгнанным из Чернигова и ведя борьбу против половцев, Владимир пишет князю Олегу Святославовичу удивительное по содержанию письмо, наполненное христианской любви к своему Отечеству, народу, христианам. «Не боязнь и крайность заставили написать письмо, — как указал сам Владимир, — но совесть и душа, которая мне всего на свете драгоценнее».

Верится, что далеко не последнюю роль в таком глубоком, нравственном, христианском становлении и поведении сыграло чудесное исцеление Владимира по молитвам преподобного Агапита.

Чудесным образом произошло и душевное исцеление вышеупомянутого врача-армянина. После многих трудов разболелся блаженный Агапит, и, узнав об этом, мирской врач посетил болящего, чтобы расспросить о врачебном искусстве. При этом он клятвенно заверил, что на третий день блаженный умрет: «Если же переменится мое слово, тогда я переменю свою жизнь и стану таким же монахом». На это Агапит ответил: «Если ты искусен — дай мне жизнь. Если же это не в твоей власти, что досаждаешь мне, приговаривая меня к смерти через три дня. Бог оповестил меня, что я отойду к Нему по истечении трех месяцев».

Агапит прожил, как и предсказывал, три месяца и мирно отошел ко Господу в первый день июня. После смерти преподобный явился к врачу, чтобы напомнить об обещании принять иноческий образ: «Если же солжешь, то с жизнью погубишь и душу». И, оставил армянскую ересь, тот пришел в Печерский монастырь, пожелая потрудиться во славу Господа. Так врач телес сподобился от преподобного Агапита врачевания своей души.

Обратимся с верою, надеждою и любовью к преподобному Агапиту, врачевателю душ и телес, да помолится блаженный за нас ко Господу Иисусу Христу и дарует нам здравие душевное и телесное!

Анастасия СВИНЦОВА

  

Тропарь прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах.
Глас 5-й

Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию, / аки некиим врачеством зелием снедным / исцелял еси болящия, преподобне Агапите, / тем и врача неверна уверив, / наставил еси на путь спасения. / Уврачуй и наша болезни // и молися Господеви о воспевающих тя.

Использованные источники:
Патерик Печерский, или Отечник. — К.: Изд. Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 2010.
Карамзин Н.М. История государства Российского. — М.: Эксмо, 2007.
http://ikona-kiev.in.ua

Наверх