Новости

18 февраля 2016

19 февраля по новому стилю Церковь празднует память преподобного Вукола, епископа Смирнского

В нашем храме, в мощевике в приделе свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, хранится частица мощей этого святого.

  

К сожалению, сведений о том, где родился и в каких занятиях проводил свою жизнь святой Вукол до того, как был призван на христианское служение, не сохранилось. Да это и неудивительно, ведь преподобный Вукол — один из самых первых святых, возможно, ребенком видевший и слышавший Господа в дни Его пребывания на земле.

Единственное, что говорится в житии, составленном свт. Димитрием Ростовским, о детстве угодника Божия Вукола, это то, что он «с младенчества своего отличался незлобием и целомудрием, а был преисполнен Духа Святого».

Некоторые исследователи полагают, что Вукол был учеником апостола Павла, другие — апостола Иоанна. Наверное, это не является противоречием. Свт. Димитрий пишет: «Всехвальный и возлюбленный ученик Христов и Его наперсник — Иоанн Богослов, увидев, что он в духовной жизни человек опытный и достойный, поставил его епископом Смирнской церкви». То есть вполне возможно, что святой Вукол духовный опыт получил именно от апостола Павла, но не исключено, что его учителем был и апостол Иоанн.

Смирна — один из старейших древнегреческих городов в Малой Азии, недалеко от Эфеса. С Евангельским благовестием сюда пришел сам апостол Иоанн Богослов. Смирнская церковь среди семи церквей Азии упоминается им и в Апокалипсисе. В сноске к житию св. Вукола, написанному свт. Димитрием Ростовским в конце XVII века, говорится о том, что, несмотря на принадлежность в то время Смирны туркам, в ней процветала христианская вера. Да, вплоть до XX века православные греки составляли большинство ее населения. Но после произошедшей в 1922 году резни армян и греков и последовавшего затем греко-турецкого обмена населением местный религиозный состав резко изменился, став практически полностью мусульманским. Сегодня развалины Смирны расположены на территории турецкого города Измир.

Но вернемся к первым годам христианства на этой земле и к поставлению сюда епископом св. Вукола: «Для смирнских христиан это назначение было благовременно, и святитель Христов Вукол сделал для них много полезного».

Замечательно точное слово — «благовременно»! В нем отражается и благое соизволение Господне на епископство св. Вукола, и его своевременность. Жители Смирны — и христиане, и еще не познавшие Истину — нуждались в таком пастыре, каким явился для них св. Вукол:

«Просвещенный Духом святым, он сиял как светильник на свещнике (Мф. 5, 15): пребывавших во тьме заблуждения и идольском прельщении он просвещал небесным светом и чрез святое крещение делал их сынами света (Ин., 12, 36) и всех защищал от безчисленных, невидимых, но свирепых и неукротимых зверей, которыя так и ищут, — как бы кого поглотить (1 Петр. 5, 8)».

Святитель Димитрий не указывает, как долго пробыл епископом Смирнским святой Вукол. Очевидно только, что он оставался со смирнскими христанами до конца отпущенного ему Господом времени земной жизни. Его преставление произошло около 100 года по Рождестве Христовом. Смирнские христиане лишились любезного их сердцам пастыря, но не остались сирыми. Пред отшествием ко Господу св. Вукол вручил свое словесное стадо блаженному Поликарпу, известному апостольскому мужу, ученику апостола Иоанна Богослова. По некоторым источникам известно, что во пресвитеры его рукополагал сам святой Вукол.

И еще одним удивительным и трогательным фактом завершает свт. Димитрий Ростовский житие прп. Вукола: «После того, как тело святителя было погребено, Бог благоволил, чтобы у гроба его израсла мирсина, которая отличалась тем, что исцеляла больных». Миртовое дерево, почитавшееся символом любви и тихого счастья, стало свидетельством пасторской любви святого Вукола ко всем христианам и пожелания им истинного счастья во Господе нашем Иисусе Христе.

Елена ТУЛИСОВА

Тропарь преподобного Вукола, епископа Смирнского, глас 4-й

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему, / яже вещей истина, / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая. / Отче Вуколе, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.

Использованные источники:
Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. — М.: Лествица, 2004.
http://homofestivus.ru

Наверх