Новости

27 января 2022

28 января по новому стилю празднуется память преподобного Павла Фивейского

Мощи этого святого угодника Божия хранятся в Италии.

Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене (Мф. 19, 21).

Венеция. Загадочный и романтический город, архитектурная столица мира, «королева Адриатики» — как только её не называют. Ежегодно Венецию посещает около 18 миллионов человек. В день сюда приезжает не менее 50 тысяч туристов, в том числе паломников. В 2012 году поездку к святыням Венеции совершила и группа прихожан Обыденского храма пророка Илии под руководством протоиерея Андрея Чернеева.

Несмотря на то, что храмы этого города в прямом смысле наполнены мощами святых угодников, прославляемых Православной Восточной Церковью, меня не оставляло здесь чувство неуютности. Нескончаемые потоки людей со всего мира, через которые приходилось в буквальном смысле пробираться, неумолимо палящее солнце, бесконечные лавочки, магазины и бутики с товарами на всякий вкус и цвет, бесчисленные кафе и рестораны… Все это не только не настраивало на молитву, но и не давало сохранить внутренний мир.

Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве. Именно эти слова приходят в голову при воспоминании той поездки и нечаянной радости, уготованной Господом. Тихим пристанищем, принесшим утешение душе, стала церковь святого Юлиана, которая находится в самом центре бурлящего цивилизацией города. Внешне храм ничем не отличается от других, но уже при самом входе в душе водворяется мир. Необыкновенная тишина, царящая в церкви, особенно почувствовалась в контрасте с тем, что творилось за ее стенами. Внутренняя атмосфера храма не случайна. Там хранятся мощи одного из отцов монашества, первого известного монаха — преподобного Павла Фивейского.

Блаженный Павел, всю жизнь подвизавшийся на одном месте, после смерти, как и многие другие угодники Божии, своими мощами путешествовал по миру. В V веке они были перенесены из Египта в Писидию, в XII веке в Константинополь и уже в XIII веке в Венецию. Это произошло благодаря усилиям знатного гражданина Джакомо Ланзоло, который для выполнения своей задачи вполне мог употребить подарки, денежные подношения и даже угрозы (православные в Константинополе в то время находились в весьма стесненных условиях), пока, по словам хрониста, не получил у игумена и монахов святые мощи, хотя и без главы, уже прежде отправленной в Рим.

О жизни блаженного Павла мы знаем со слов преподобного Антония Великого, который подвизался в это же время недалеко от него. Когда 90-летнему Антонию пришел помысел, что нет пустынника совершеннее его, он услышал голос: «Антоний, есть раб, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь сего раба». Найдя пещеру, где подвизался святой Павел, Антоний долго беседовал с ним, назидаясь духовно.

Преподобный Павел поведал, что он родился в Египте, в городе Фиваиде. С детства расположенный к уединению, он не захотел участвовать в разделе родительского наследства со своим жадным зятем, готовым выдать его языческим властям, и бежал от мира в пустыню. 91 год он прожил в пещере у подножия горы, никем не видимый и никому не ведомый, кроме одного Бога, питался финиками и хлебом, который ему, как пророку Илии, приносил ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя. «Как он жил средину своей жизни, какие перенес искушения от сатаны, об этом не знает ни один человек», — отмечает блаженный Иероним Стридонский, списатель жития преподобного. Архимандрит Порфирий (Успенский), посетивший долину, где подвизался Павел Фивейский, размышлял в дневнике: «От сует и соблазнов сего мира Павел ушел сюда для покаяния и молитв в предощущении явления мира нового. Выбор сего места обнаруживает наклонность души его к самоотвержению и уединению глубокому. Святой Антоний водворился в лучшем месте, с которого видны Чермное море, Арабайские потоки и кочевья арабов, и имел учеников. А преподобный Павел один безмолвствовал в ущелье самом диком и угрюмом, из которого ничего отрадного не видно».

Во время беседы святых Антония и Павла прилетел ворон и положил целый хлеб пред очами дивящихся старцев. Когда он улетел, преподобный Павел сказал своему собеседнику: «Вот Господь, поистине Благий, поистине Милосердный, послал нам обед. Вот уже 60 лет, как я ежедневно получаю укрух в полхлеба; но теперь, для твоего прихода, Христос удвоил порцию нам двоим».

На другой день Павел сообщил гостю: «Наступило время моей смерти, которую я всегда ждал с радостью! Благодарю Бога, пославшего тебя похоронить меня». Он умер, стоя на молитве. Святой Антоний видел душу его, посреди ангелов, пророков и апостолов восходившую на небо. Два льва прибежали из глубины пустыни и своими когтями вырыли могилу. Преподобный Антоний похоронил Павла и, взяв его одежду из финиковых листьев, удалился в свою обитель. Эту одежду он хранил как драгоценное сокровище и надевал ее только на Пасху и Троицу.

Скончался святой Павел в 341 году, будучи 113 лет. Он не основал ни одной обители, но вскоре после его смерти явилось много подражателей его жизни, которые покрыли пустыню монастырями. Если Антоний Великий был человеком, возбудившим общее стремление к пустынножительству, то начало монашества, по словам учеников святого Антония, было положено именно преподобным Павлом.

Как говорил Феофан Затворник, монашество есть, с отрешением от всего, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге. Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только и есть Бог да он, исчезающий в Боге. Монашество — это образ покаяния, и именно в монашестве удобнее всего достичь совершенства. И если наше сердце не вмещает отречение от мира, то будем по мере своих сил подражать подвижникам, призывая их святые молитвы в стяжании Духа Святого и помня, что свет монахам — Ангелы, а свет мирянам — монахи (Иоанн Лествичник).

Елена РОДЬКИНА

Кондак прп. Павла Фивейского, глас 3-й

Яко светило незаходящее мысленнаго Солнца, / сошедшеся, днесь восхвалим в песнех: / возсиял бо еси сущим во тьме неразумия, / вся возводя к Божественней высоте, / фивеев украшение, / Павле преподобне, // отцев и постников твердое основание.

Фото прихожан Обыденского храма и из Интернета.

Использованные источники:
О монашестве. Ангелы Земные. —  Православное издательство Мелиса. — 2006. 
http://days.pravoslavie.ru
http://idrp.ru
http://pravoslavie.it

Наверх