Новости

13 января 2016

15 января по новому стилю — день преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского

В Обыденском храме престольный праздник — в честь преподобного Серафима в главном алтаре освящен приставной престол.

Накануне праздника, в четверг 14 января, в 17 часов будет совершено торжественное всенощное бдение. В пятницу, 15 января, часы и Божественная литургия начнутся в 7:40 утра.

Дважды в год празднуется память преподобного Серафима Саровского, столь почитаемого в нашем храме. Летом, 1 августа, — день рождения батюшки Серафима и день его прославления в лике святых, а зимой, 15 января, православные христиане с великой любовью и почитанием вспоминают преставление святого угодника и радуются великой радостью, благодаря Господа за чудесное второе обретение мощей неустанного молитвенника, ходатая, пасхального святого!

Преподобный Серафим сподобился лицезреть Спасителя, отчего, по свидетельству самого батюшки, сердце его «возрадовалось чисто, просвещенно, в сладости любви ко Господу!» С тех пор Серафим, тогда еще иеродиакон, проводил дни с утра до вечера в монастыре, а ночью предавался молитве в пустынной келье… Все большие и большие труды возлагал он на себя в поисках благодатного Огня, посетившего его во время Божественной литургии. Позже старец присоединил к ним подвиги молчальничества и затвора. Так возрастал в Духе будущий великий святой.

Задолго до смерти преподобный Серафим готовился к встрече с Господом и не забывал о часе смертном, для чего сделал себе гроб и поставил его в сенях своей кельи, где часто молился. В беседах с братией монастыря батюшка говорил: «Когда я умру, умоляю вас, братия, положите меня в моем гробе».

Преподобному любимцу Богородицы по его молитвам многое было открыто не только о приходящих к нему за утешением, но и о себе самом. Так, преподобный говорил о своем прославлении и о перенесении мощей в Дивеево, поведав и о том, когда и как откроется всем его кончина…

Старец Серафим имел обыкновение при выходе из монастыря в пустынь оставлять в своей келье горящие перед образами свечи. Брат Павел, исправлявший иногда обязанности келейного, говаривал старцу, что от зажженных свечей может произойти пожар, но батюшка всегда отвечал на это: «Пока я жив, пожара не будет; а когда я умру, кончина моя откроется пожаром».

1 января 1833 года, в день воскресный, отец Серафим пришел в последний раз в больничную церковь во имя святых Зосимы и Савватия, приложился ко всем иконам и поставил свечи, причастился Святых Христовых Тайн… По окончании литургии он простился с братией, всех благословил и поцеловал. Вечером было слышно, как старец пел в своей келье пасхальные песни, а 2 января, в шестом часу утра, брат Павел, выйдя к ранней литургии, почувствовал запах дыма… Открыв келью батюшки, увидели тлеющие вещи и некоторые книги, огня не было.

Преподобный Серафим в своем белом балахончике стоял на обыкновенном месте молитвы перед иконой Божией Матери «Умиление» на коленях, со сложенными крестообразно руками, с открытой головой, с медным Распятием на шее.

Сбылись и другие слова преподобного, сказанные им одной из дивеевских сестер: «Матушка, какой нынче будет новый год, земля постонет от слез!» Весть о кончине старца отца Серафима быстро разнеслась повсюду. Воистину земля стонала от плача и рыдания, особенно тяжелой утрата была для дивеевских сестер… Но батюшка, наставляя своих сироточек, говорил: «Радость моя, я вас духовно породил и во всех телесных нуждах не оставлю», добавляя: «После меня отца уже не будет вам, вы останетесь совершенными сиротами, и вот Самой Матери Божией, Царице Небесной вручаю вас, Она Сама все управит!»

Еще при жизни позаботился преподобный о сестрах обители — прислал двести рублей и распорядился купить на них хлеба, позвал двух сестер, насыпал им денег в фартуки, серебра и золота, и говорит: «Вот, радости мои, купите всего себе на целый год», — и назначил, по сколько четвертей круп, пшена, муки — всего, что нужно.

Самое главное и сложное, чему учил преподобный, — не унывать: «А когда меня-то не станет, ходите, матушки, ко мне на гробик-то, ходите. Как вам время есть, то и ходите, и чем чаще, тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что ни случилось бы с вами, — все придите да мне на гробик, припав к земле, как к живому, и расскажите. И услышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым, со мной говорите, и всегда я для вас жив буду».

Как и завещал батюшка, на него надели финифтяный образ преподобного Сергия, присланный архимандритом Антонием, наместником святой Лавры. Старца похоронили в сделанном им самим дубовом гробу…

Когда 1 августа 1903 года отца Серафима прославляли в лике святых и совершилось первое чудесное обретение его мощей, для всех верующих была великая радость — «и среди лета Пасху запели». Но только в течение двух десятилетий приходили в Саров паломники, чтобы поклониться старцу и утешиться в бедах. В последние годы особенно просили у него молитв перед престолом Божьим за землю российскую и Церковь Православную, подвергшуюся невиданным гонениям и осквернениям от большевистской власти. Мощи многих святых угодников, которые стояли за чистоту и истинность веры, были вскрыты и уничтожены; канули в неизвестность и мощи батюшки Серафима.

Документально подтверждены только два факта. В ноябре 1920 года уездный съезд советов в городе Темникове принял решение о вскрытии раки преподобного Серафима, что и было осуществлено 17 декабря. А 5 апреля 1927 года из Саровского монастыря святые мощи были изъяты и увезены в Арзамас, оттуда — в Москву, в Музей религиозного искусства, расположенный в Донском монастыре. По упразднении музея его фонды были переданы в Центральный антирелигиозный музей, также просуществовавший совсем недолго. Далее след святыни терялся…

Информация стала появляться только в девяностых годах, также принесших много бед и искушений нашему народу. По свидетельству владыки Арсения (Епифанова), митрополита Истринского, ныне почивший архиепископ Тамбовский Евгений (Ждан) случайно наткнулся на документы, которые содержали описание вскрытия сотрудниками НКВД раки мощей преподобного Серафима Саровского. В нем содержалось детальное описание каждой косточки, каждого позвонка, обнаруженных в раке преподобного. А в конце 1990 года владыке Арсению позвонил директор Музея истории религии Ленинграда и сообщил, что обнаружены мощи какого-то угодника Божия. «Мощи скелетного состава, никаких покровов. Сохранилась только одна рукавичка на мощах, на которой — такая надпись: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!» По описи эти мощи у нас не проходят, нашли мы их случайно, завернутыми в один из гобеленов…» Только что избранный Патриарх Московский и всея Руси Алексей II создал специальную комиссию, которая осмотрела мощи. Вот здесь и помог акт НКВД, упомянутый выше, по нему и стали сличать найденные мощи с описанием.

Владыка Арсений рассказывает: «Все найденное досконально сходилось с останками преподобного Серафима Саровского! Даже такой факт: помните из жития преподобного, как его до полусмерти избили разбойники, искавшие у него деньги? И вот даже это сходится: у найденных мощей заметна довольно сильная вмятина на грудной кости! Что меня тогда поразило больше всего? Голова преподобного Серафима была в скуфейке с круглым отверстием на лбу. По-видимому, на это отверстие раньше была наклеена какая-то круглая металлическая пластинка, чтобы люди к ней прикладывались. Так вот, кости черепа преподобного — темного цвета, а это место — светлое-светлое, настолько оно зацеловано. От этого возникло какое-то радостное чувство… На Рождественском Патриаршем поздравлении в Богоявленском Елоховском соборе Святейший Патриарх, обращаясь к молящимся, сказал: «А еще хочу, дорогие мои, сообщить об одном необычном явлении, которое Господь даровал нам в эти дни: обретены мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца!» Меня поразило, как весь собор буквально вздохнул: настолько это глубинное переживание было в людях! В середине января 1991 года Святейший Патриарх отбыл в Ленинград…»

Из Ленинграда мощи в специальном вагоне были доставлены в Москву, в Богоявленский кафедральный собор, куда в течение нескольких месяцев шли и шли для поклонения верующие. А летом начался грандиозный крестный ход — вновь обретенную святыню в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Патриарха, повезли по Матушке Руси. В необыкновенной радости пребывали православные люди, стекающиеся в огромном числе по пути следования мощей преподобного Серафима. Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбово, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород, Арзамас… И 1 августа, в день рождения батюшки, дивно исполнились слова святого — «плоть-то свою убогий Серафим принесет в Дивеево»…

Встречали любимого батюшку здесь со свечой, которую перед своей кончиной он дал Прасковье Семеновне Мелюковой, сказав, что с этой свечой сестры встретят его в Дивееве. Свеча передавалась из рук в руки и бережно хранилась почти 160 лет, в последние годы — у единственной оставшейся в живых к моменту открытия монастыря дивеевской сестры схимонахини Маргариты (Лахтионовой).

Так сбылись предсказания батюшки, и с лета 1991 года начал свою вторую жизнь Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, основанный преподобным Серафимом.

…Невидимыми путями ведет батюшка Серафим ко Господу. Вне всяких сомнений, что особым промыслом, именно по молитвам преподобного Серафима, многие обыденские прихожане оказались в нашем храме. Кто-то посещал храмы, освященные во имя преподобного, в других городах, кто-то жил на малой Родине батюшки — Курске, кто-то недалеко от облюбованного им Дивеева, в Арзамасе… Особая радость родиться в день памяти преподобного Серафима — есть среди наших прихожан и такие счастливчики. С днем рожденья! И, конечно, не удивляет тот факт, что в Обыденском храме в этот день немало именинников — тех, кто носит чудесное имя Серафим. С Днем Ангела!

Да будет всем, притекающим с верою и любовью к батюшке Серафиму, пасхальная радость, крепкая вера и пламенная любовь, и пусть в сердце каждого будет радостный отклик на слова преподобного: «Радость моя, Христос воскресе!»

Анастасия СВИНЦОВА

Использованные источники:
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря с жизнеописанием основателей ее: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожденной А.С. Мельгуновой. Составил архимандрит Серафим (Чичагов). — М.: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, «Ковчег», 2007.
Вениамин (Федченков), митрополит. Всемирный светильник. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Изд. 2-е. — М.: ДАРЪ, 2007.
Рассказы об отце основателе нашем старце священноиеромонахе Серафиме: рассказы стариц и монахинь/ Свято-Троиц. Серафимо-Дивеев. монастырь. — 3-е изд. — Дивеево, 2009.
http://www.diveevo.ru
http://www.biografik.ru
www.sedmitza.ru
http://www.pravmir.ru

Наверх