Новости

22 декабря 2013

Проповедь в праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

На Божественной литургии, по запричастном стихе, иерей Андрей Дорохин произнес проповедь.                                                                                                                              

«Помяну имя Твое во всяком роде и роде»
Прокимен Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Воистину сегодня мы чтим Ту, Которая достойна восхваления всеми поколениями и народами христианскими, Божию Матерь, прославляя Ее икону и нашу святыню – чудотворный образ «Нечаянная Радость».

Но сегодняшний праздник Божией Матери – особенный, он совершается в воскресный день, день, который освящен Богом и посвящен Ему. Можно сказать, что сочетание праздника «Нечаянной Радости» и именно такой воскресной службы - с таким Евангельским чтением - больше не повторится в нашей жизни. В этом уникальность нашего православного богослужения.

Один афонский монах сказал, что, когда он хочет поговорить с Богом, он открывает молитвослов и молится, а когда хочет, чтобы Бог говорил с ним, он открывает Евангелие и читает его. Что же Господь сказал нам в Евангелии сегодня и как это связано с иконой Божией Матери «Нечаянная Радость»?

Сегодня в Евангелии говорится об исцелении десяти прокаженных и о благодарении за него только одним из них (Лк. XVII, 12-19). Это зачало хорошо нам знакомо, так как оно читается на благодарственном молебне. Из него мы не знаем, что далее произошло с теми девятью прокаженными, исцеленными, но не пришедшими к Богу. Только предположим, что вообще может произойти в таком случае: «Когда дух нечистый выйдет из человека … ища покоя, и не находит. Тогда идет и берет с собою семь других духов злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. XII, 43-45).

Из сказания об иконе «Нечаянная Радость» мы знаем, что человек беззаконный имел обычай молиться у иконы Божией Матери словами Архангельского приветствия «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой…» перед тем, как идти на совершение греховного дела. И так продолжалось долгое время, пока однажды он не услышал голос Царицы Небесной: «Доколе ты будешь обращаться ко Мне и продолжать совершать греховное дело?» - и из ран на руках Богомладенца потекла кровь. Потрясенный, грешник просил Богородицу о прощении грехов и об исцелении от них. И Господь по молитве Своей Матери простил и исцелил его. Грешник принес покаяние и изменился, стал другим человеком.

Некоторые могут предположить, что глубина раскаяния этого грешника и сила молитвы к Богу соответствовали тяжести его греха. И вообще, чем тяжелее грех, тем глубже покаяние и молитва. На это можно ответить словами старца Софрония Сахарова: «Теоретически так может быть, но практика все разрушает. Когда я с таким вопросом обратился к своему старцу Силуану, он привел мне пример Божией Матери. Она никогда не погрешила, но глубина Ее молитвы к Богу была несоизмеримо выше, чем у всех людей».

Вглядываясь в икону «Нечаянная Радость», не будем забывать, что на ней распинается младенец-Бог – и это страшно. Если здесь, так же, как и на Голгофе, потекла кровь, то это напоминание нам — видно, мы стали забывать о «цене» греха.

Жизнь современных людей, вроде бы по светским меркам неплохих, но забывающих Бога, иногда пугает своей циничностью. Так, недавно в городе Всеволожске молодожены решили поклониться мемориалу «Дорога Жизни» - пути, по которому вывозили людей из блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Закончилось это «поклонение» неприличными фотографиями у памятника воинам-интернационалистам, афганцам. На замечание о циничности такого поведения жених ответил, что он даже «не подумал, как это выглядит со стороны». Иногда распинать можно не только людей, но и их память.

Только когда в нашем сердце есть Бог, вера в Него и благодарность Ему и тем людям, через которых Он действует, там нет места другому. Что бы мы ни делали, о чем бы ни думали, мы всегда должны обращаться к Господу.

Перед иконой Божией Матери мы можем не только молиться об оставлении грехов, которые сами не в состоянии оставить, но и приносить благодарность Богу за всё бываемое с нами. Об этом очень точно говорится в утреннем молитвенном правиле, в молитве святителя Василия Великого: «Тя благословим, вышний Боже и Господи милости, творящего присно с нами великая же и неизследованная, славная же и ужасная…» Это же благодарение мы видим у Божией Матери в известном песнопении на службе утрени, называемом «Честнейшей»: «Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято Имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его».

Таким образом, мы видим, что благодарение Богу, о котором свидетельствует нам воскресное Евангелие, во всей полноте было присуще Пречистой Деве.

Благодарение, приносимое Божией Матери, утончает и понимание духовной жизни. Некоторое время назад со святой горы Афон, из монастыря Филофей, мне передали ладан от отца Дионисия, монаха этого обители. Он просил помолиться за него (здесь я передам точно его слова): «Прошу помолиться за меня перед иконой Мамочки Божией (так ласково монахи Афона называют Пресвятую Богородицу), чтобы мне стать настоящим монахом и видеть в каждом человеке образ Божий». Так благодарение рождает уже и другие духовные дары.

И поэтому последуем словам святителя Иоанна Златоуста: «Будем благодарить Бога и за чувственные блага, но еще гораздо более – за духовные. Этого желает Он и ради этих-то благ дарует и те, привлекая и научая ими нас как несовершенных людей, еще сильно привязанных миру». Аминь.

Наверх