Новости
26 ноября — праздник в честь святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского
В Обыденском храме хранятся частицы мощей святителя Иоанна.
Святитель Иоанн Златоуст — один из трех вселенских святителей. Он родился в семье военачальника в Антиохии в 347 году. Овдовев в двадцать лет, мать святого не стала больше выходить замуж, а одна воспитывала сына в правилах христианского благочестия. Юноша рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Предстоятелем Антиохийской Церкви в то время был Мелетий, муж высокой добродетели. Своею кротостью, правотою и смиренномудрием Мелетий привлек к себе сердца многих антиохийских христиан. Узнав Иоанна и приметив прекрасные качества его души, Мелетий часто приглашал его к себе для духовных бесед, а в 367 году крестил.
Через три года Иоанн был поставлен во чтеца. Благодать Божия возбуждала в нем стремление к жизни тихой, посвященной духовным подвигам и размышлению о предметах Божественных. После кончины матери Иоанн принял иночество, которое называл «истинной философией». В трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника, святой Иоанн написал несколько книг: «Шесть слов о священстве» — великое творение православного пастырского богословия, «Против вооружающихся на ищущих монашества», «Сравнение инока с царем» («Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни»). Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Но для восстановления здоровья Иоанн вынужден был возвратиться в Антиохию.
В 381 году святой епископ Мелетий посвятил его во диакона. Последующие годы были отданы работе над новыми богословскими творениями. Из-под пера святого вышли «Книга о девстве», «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
В 386 году св. Иоанн был хиротонисан во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, всегда старался говорить просто и понятно и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы именование Златоуст. Когда говорил Златоуст, слушатели проливали слезы и, сокрушаясь о своих грехах, приходили в страх при мысли о наказании за грехи. Нередко случалось, что они прерывали его речь, и храм оглашался многочисленными возгласами: «Златоуст, уста золотые, уста золотые!» Двенадцать лет святой при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.
Кроме того, Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.
В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания св. Иоанн обращается к священной герменевтике — науке о толковании Слова Божия. Среди его творений — толкования на целые книги Священного Писания (на Книгу Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).
В начале Великого поста 388 года святитель произнес 32 беседы, толковавшие книги Бытия. На Страстной седмице он говорил о предателе и о Кресте. На Пасхальной седмице и до Пятидесятницы прихожане также ежедневно наставлялись его пастырским словом. Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух».
В 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, Иоанн был вызван из Антиохии для возведения на Константинопольскую кафедру. Там он начал с главного — с духовного совершенствования священства. Клир церковный, особенно же в самом Константинополе, отличался многими дурными наклонностями. Так, многие духовные лица были в высшей степени сребролюбивы, другие были заражены страстию к роскоши: приобретали богатые поместья, носили богатое платье, имели изысканный стол; иные предавались пиршествам не только в своем доме, но часто являлись на пиры в дома знатных лиц. Против таких болезней духовенства сильно восставал св. Иоанн Златоуст. Особенно огорчало святого архипастыря честолюбие духовенства. Если не действовали увещания и убеждения, то св. Иоанн лишал степеней и даже отлучал от Церкви.
Изобличая подчиненных ему духовных лиц, св. Иоанн подавал им живой пример скромности и простоты в собственной жизни. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обращал на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды.
Помимо большой работы по введению христианства в разных государствах, он составил чин литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Некоторым священникам и диаконам не нравилась чистота и благочестивая жизнь Иоанна, и они ополчились на святого. Святитель обличил распущенность столичных нравов в лице императрицы Евдоксии, которая распорядилась конфисковать всю собственность у вдовы и детей одного из опальных вельмож. Св. Иоанн встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Суд постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей.
В ту же ночь небо покрылось черными, мрачными облаками, море кипело. Всеобщий страх овладел жителями Константинополя, все ждали чего-то ужасного; и вот среди мрака ночи город вдруг заколебался от сильного землетрясения. В этом все увидели казнь Божию за несправедливо осужденного, невинного епископа, поэтому со всех концов города неслись страшные крики: «Это казнь Неба! Горе нам! Погибли мы, если святой епископ не будет возвращен!» Царица, устрашенная землетрясением и воплями народа, на рассвете отправила к Златоусту письмо, в котором, уверяя, что она невиновна, что уважает его, просила возвратиться.
И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословил Господа «за все пути Его». Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Находясь в изгнании в Армении, святитель еще более старался укрепить духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно друзьям в Константинополе св. Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был прикован болезнью к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» отошел к Господу.
Святитель Иоанн Златоуст скончался 14 сентября 407 года, но ради приходящегося на этот день Воздвижения Животворящего Креста Господня память святителя перенесена на 13 ноября по старому стилю (26 ноября по новому).
Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году. Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский, писал: «Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой».
Материал подготовил
Владимир ПЕРЕПЕЛИЦЫН
Тропарь святителя Иоанна Златоуста, глас 8-й
Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать / вселенную просвети: / не сребролюбия мирови сокровища сниска, / высоту нам смиренномудрия показа, / но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, // моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.
Использованные источники:
http://simvol-veri.ru
http://azbyka.ru
http://pravoslavie.ru