Новости

24 августа 2015

26 августа — преставление и перенесение мощей преподобного Максима Исповедника

В нашем храме, в мощевике в приделе апостолов Петра и Павла, хранится частица мощей святого Максима.

Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным…” (Мф. 10, 32).

Вся жизнь преподобного Максима — исповедание Истины. Он родился в Константинополе, в семье, находившейся в родстве с императором, получил серьезное научное образование, служил секретарем при дворе — и оставил звание и мирскую славу, чтобы не быть причастным к монофелитской ереси, проникшей в царские палаты. Удалившийся в Хрисопольский монастырь праведник через некоторое время за свои добродетели был избран игуменом.

Но ради проповедничества и защиты истинной веры он покинул стены обители. Где бы он ни был — на Крите ли, в Александрии, Карфагене — везде преподобный, обращаясь к людям разных сословий и званий, боролся против монофелитства. Это еретическое учение признавало во Христе только одно естество. Борцы за чистоту веры, в том числе преподобный Максим, исповедовали в Господе нашем, воплотившемся Боге, два естества и две воли, два хотения и действия, особенные для каждого естества, но соединенные в одном Лице Христовом, ибо Христос есть Бог, не на два лица разделяемый, но в двух естествах неслитно познаваемый.

Защитниками и распространителями ереси были даже александрийский и константинопольский патриархи. И сменявшие друг друга императоры, оправдываясь стремлением уменьшить разногласия в вероисповедании, издавали монофелитские указы, утверждающие учение об одной воле при двух природах — так называемый «Экфесис» императора Ираклия и «Типос» императора Констанса, запрещавший всякие рассуждения по этому вопросу. Но святой Максим, удалившийся в Карфаген, не прекращал ни устных проповедей, ни письменных богословских трудов.

Ярким свидетельством — исповеданием! — истинной веры стал открытый диспут преподобного Максима с убежденным монофелитом, патриархом Пирром, по политическим соображениям оставившим Константинопольский престол. Пирр всенародно признал победу святого Максима в споре и отрекся от своих заблуждений. Вместе с преподобным он отправился в Рим, где папа Феодор принял покаяние восстановленного в сане патриарха. Но, вернувшись в Константинополь, Пирр отверг истинное учение и снова занял монофелитскую позицию…

В октябре 649 года святитель Мартин, сменивший папу Римского Феодора, собрал Латеранский собор, где присутствовал и Максим Исповедник. Сто пять епископов осудили монофелитство в официальном акте собора, который был написан святым Максимом, а защитники ереси, константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.

Явные чудеса подтверждали правоту собора. Так, воин, подосланный монофелитами убить папу во время литургии, ослеп, дойдя до Чаши…

Но помраченный ересью император Констанс приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Для обоих праведников настало время подвига, за который они получили от Церкви именование Исповедников…

Папа Римский Мартин проявил в своем исповедничестве такую твердость и мужество, что пораженные мучители заменили готовившуюся для него смертную казнь ссылкой в Херсонес Таврический, где святитель и скончался, изнуренный болезнями, лишениями и голодом.

Обвиненного в измене отчеству преподобного Максима подвергли заключению, длительному суду и жесточайшим мукам. В довершение всего ему отрезали исповедовавший истинную веру язык и писавшую истинные глаголы руку. То же сделали и двум его ученикам. Но Господь опять явил чудо — исповедники вновь обрели способность говорить!

Преподобного и его учеников разлучили, отправив в ссылку в разные места. Святой Максим был сослан в грузинскую Колхиду, где 13 августа 662 года в возрасте 82 лет отошел ко Господу. Над его могилой ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений…

Труды святых исповедников не погибли. Шестой Вселенский собор 680 года предал анафеме еретиков и их учение.

Тропарь преподобного Максима исповедника, глас 8-й

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих Богодухновенное удобрение, / Максиме премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Максиму Исповеднику

Преподобне отче Максиме! Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш, Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  

Использованные источники:
http://www.bogoslov.ru
http://azbyka.ru
http://ru.wikipedia.org
http://days.pravoslavie.ru

Наверх