Новости

02 августа 2020

Проповедь в престольный праздник

На литургии в день памяти пророка Божия Илии иерей Андрей ДОРОХИН произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры! Cегодня мы собрались торжественно прославить небесного покровителя нашего храма, святого славного пророка Божьего Илию. Славно и хвально имя его! Думаю, не будет преувеличением назвать его «пророком из пророков» — столько было им совершено в земной жизни и предстоит ещё совершить.

Земная жизнь пророка Илии закончилась чудом, восхождением его живым на небо на огненной колеснице (4 Цар.2, 1–11). Свидетелем этого чуда стал его ученик Елисей. Пророк Илия был извещен Богом о предстоящем конце его земного бытия и не хотел по скромности, чтобы кто-то был свидетелем этого чуда, но Елисею, так же как и «ученикам пророческим», было открыто, что пророк Илия будет взят «живым на небо». Они вместе чудесным образом переходят Иордан: пророк Илия ударяет своей милотью (плащом) по воде, и вода расступается, давая возможность перейти реку «как по суху». Елисей просит у пророка Илии, чтобы на него перешёл пророческий дух вдвое больший, чем у его учителя. И Елисей стал свидетелем восхождение пророка Илии на огненной колеснице на небо, а как подтверждение дара пророческого духа Илии он получил упавшую милоть. Удивительно, что в этой ситуации святой Илия предстаёт не грозным пророком, а смиренным человеком, который на дерзновенную просьбу своего ученика отвечает кротким согласием.

Совершенно иным мы видим пророка, когда израильский царь Охозия обращается к языческому божеству Вельзевулу. Илия предсказывает ему смерть за отступление от истинного Бога. Охозия дважды пытался силой привести к себе пророка Илию, но посланные погибали от огня. И только на третий раз по смиренной просьбе военноначальника царя пророк приходит к царю и говорит ему в лицо о близкой кончине, что вскоре и сбылось.

Поистине пророк Илия – народный пророк. Он встаёт на защиту простого человека Навуфея, виноградник которого был захвачен царем Ахавом. По ложному обвинению в богохульстве Навуфея убивают, а его виноградник становится собственностью Ахава. Пророк гневно высказывает правду Ахаву и предрекает ему смерть за это, но Ахав раскаивается, и Бог принимает его покаяние.

Высота Боговедения пророка Илии проявляется на горе Хорив, или иначе Синай. Там, где пророку Моисею дан был закон на скрижалях, Бог открывается Илии после бури, землетрясения, огня; открывается в «веянии тихого ветра». Это предельная близость ветхозаветного человека к Богу.

Как личную боль пророк Илия воспринял отступления царя Ахава от веры в единого истинного Бога. За это отступление не только царя, но и большинства народа пророк предрекает трехлетнюю засуху в Израиле. Во время засухи, спасаясь от преследования царицы Иезавели, пророк жил у потока Хораф, и пищу ему приносили вороны. Когда вода в потоке высыхает, по откровению Божию пророк переселяется в финикийский город Сарепту, где живёт у бедной вдовы. Всё это время в доме вдовы по молитве пророка не оскудевали мука и масло. Пророк воскрешает внезапно умершего сына вдовы.

После трех лет засухи Бог повелевает пророку встретиться с нечестивым царём Ахавом, чтобы обличить ложных служителей Ваала и доказать истинную веру перед царём и народом Израильским. На горе Кармил были устроены два жертвенника: один для жрецов Ваала и другой для пророка Илии. Пророк сам устроил свой жертвенник из двенадцати камней по числу колен народа Израиля, несмотря на то, что десять колен были отделены от двух других. Все ждали: на чей жертвенник сойдёт огонь с неба. И огонь сошёл только по молитве пророка Илии, уничтожив всё: и жертвенного тельца, и жертвенник, и ров с водой вокруг него. Обличив тем самым лживых жрецов, пророк убивает их. После этого по молитве пророка пошёл долгожданный дождь.

Перед нам как бы прошла вся жизнь пророка — по человеческому измерению полная трудностей и лишений, но удивительная, полная благодати в глазах веры.

Служение пророка не заканчивается земной жизни. Мы знаем, что на горе Фавор пророк Илия вместе с пророком-Боговидцем предстал преобразившемуся Господу Иисусу Христу, свидетельствуя истинность Его Божества. Будущие судьбы мира тоже связаны со служением пророка Илии: ему уготовано быть предтечей второго пришествия Господа Иисуса Христа на землю и возвещать истинную веру людям.

Каждое событие, действие, слово пророка Илии по-разному отзывает в нас. В народном почитании пророк предстаёт как покровитель стихий. Многим людям пророк открывается как покровитель слабых, помощник в нуждах. Для воинов — пророк образец мужества и борьбы. Священникам близко его жертвенное служение и приношение даров Богу, как истинного иерея, Боговидца. Согласно толкованию святителя Иоанна Златоуста (Творения, т.10. О Марфе, Марии, Лазаре и Илии пророке), все эти события можно объединить литургически: так, кормление пророка Илии воронами, восполнение хлеба и масла у вдовицы – как прообраз Евхаристии. Даже известно его сравнение: «Вдова изображала собой Церковь, почему пророк и посылается к ней».

Поэтому, несмотря на кажущееся разное восприятие пророка Илии, всех нас может объединять одно — соборное почитание Бога, совершаемое в единомыслии. К этому нас призывают слова литургии: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы».

Важно, чтобы весь народ прославлял единого Бога, а не один человек, хотя бы и Божий избранник, такой, как пророк Илия. Каждый из нас, думаю, может сказать, что пророк Илия особым образом оказал своё действие в нашей жизни. И это собирает нас воедино и объединяет всех в Церкви. Аминь!

Наверх